Правительство в поисках роста

Минэкономразвития подготовило очередные меры стимулирования экономического роста. Нового ведомство не придумало, говорят чиновники
Kiyoshi Ota/ Bloomberg

Минэкономразвития внесло в правительство очередную программу мер по стимулированию экономического роста, рассказал сотрудник аппарата правительства и подтвердил высокопоставленный чиновник финансово-экономического блока. В ближайшее время меры будут обсуждаться у первого вице-премьера Игоря Шувалова. В Минэкономразвития от официальных комментариев отказались.

Это третья попытка Минэкономразвития оживить экономику. Первый план стимулирования роста правительство приняло в августе 2013 г., но эффекта он пока не дал. В 2013 г. российская экономика выросла на 1,3% при плане в 3,6%. Сократились инвестиции, продолжился отток капитала, промышленное производство увеличилось всего на 0,3%.

Разочаровало и начало года. В январе, по оценке Минэкономразвития, рост ВВП в годовом выражении замедлился до 0,7% с 1,3% месяцем ранее, к декабрю - спад на 0,5%. Инвестиции в январе рухнули на 7% в годовом сравнении. Данные о деловой активности в промышленности в феврале тоже показали продолжение ее спада (в январе производство сократилось на 0,2% в годовом выражении, а в сравнении с декабрем - на 1%). Индекс PMI обрабатывающих отраслей банка HSBC в феврале остался в минусовой зоне - 48,5 пункта (значение выше 50 пунктов указывает на рост активности, а ниже - на ее снижение), хотя и несколько улучшился по сравнению с январем (48 пунктов).

Вторую программу мер министерство внесло в правительство 31 декабря. Оно собиралось, например, добиваться сокращения издержек монополий, развивать конкуренцию и малый бизнес, менять антимонопольное законодательство. Однако план раскритиковали другие ведомства. А затем и само Минэкономразвития в письме в правительство сообщило, что меры предложили эксперты и министерство не во всем с ними согласно, вспоминает сотрудник аппарата правительства. По его словам, новый план Минэкономразвития писало самостоятельно и документ получился более качественный, чем у экспертов.

План, принятый в августе, был рассчитан на 2013 г., какие-то меры реализованы, какие-то - нет, рассуждает чиновник финансово-экономического блока. В очередной план вошли, по его словам, нереализованные меры из августовского плана, например предложение создать федеральный гарантийный фонд по кредитам малому бизнесу. Есть и новые идеи, продолжает он, хотя новыми их можно назвать с долей условности, признает он: «Большинство уже содержалось в поручениях президента и правительства. Минэкономразвития просто свело их вместе».

План Минэкономразвития включает предложения о развитии малого бизнеса, стимулировании инвестиций и инноваций, улучшении инвестклимата, поддержке экспорта, совершенствовании рынка труда, рассказывают собеседники «Ведомостей». Меры по стимулированию инвестиций - запуск инвестпроектов за счет фонда национального благосостояния (ФНБ), принятие закона о государственно-частном партнерстве, наделение регионов правом предоставлять двухлетние налоговые каникулы по налогу на прибыль новому малому и среднему бизнесу, рассказывает чиновник финансово-экономического блока.

Ничего революционного Минэкономразвития не предложило, говорит сотрудник аппарата правительства: упор - на институциональные реформы, при этом о реформе судов и правоохранительной системы нет ни слова. Дополнительных мер в связи с ситуацией на Украине также нет, отмечает он. Сложно придумать что-то новое, признает чиновник финансово-экономического блока: «События на Украине скорее повышают актуальность уже предложенных, но пока не реализованных мер».

Сам бизнес ждет от государства определенности и финансовой поддержки, показал недавний опрос Института Гайдара. Главными стимулами инвестиций 30-41% респондентов назвали снижение цен на оборудование, предсказуемость и ясность макроэкономической ситуации, увеличение налоговых льгот, финансовых стимулов и субсидий, снижение ставок по инвестиционным кредитам и ориентацию госзакупок на производителя.

Вряд ли в этом году рост российской экономики превысит 1,5-2%, отмечает Александр Морозов из HSBC, меры по стимулированию как раз позволяют достичь этого показателя, а без них рост будет еще ниже. Оценить эффект от инфраструктурных проектов за счет ФНБ сложно, отмечает Морозов, но эффект будет, только если на эту сумму не сократятся бюджетные инвестиции и капитальные затраты госкомпаний.