Операторы потратились на Москву

В 2013 г. операторы на 1/3 увеличили инвестиции в московский рынок, доведя их до 25 млрд руб. Одним из основных объектов инвестиций остается фиксированный интернет-доступ, среди основных целей - коммерческая недвижимость и госструктуры
Столичных пользователей приучают ко все более высоким скоростям доступа в интернет/ М. Сергеев

Мобильный результат. 90%

Москвы было охвачено 3G-сетями в конце 2013 г. (не считая районов, вошедших в черту города с 1 июля 2012 г.), следует из отчета ДИТ. Годом ранее этот показатель не превышал 80%

В 2013 г. операторы инвестировали в московские сети связи 25 млрд руб. - на 33,7% больше, чем годом ранее (18,7 млрд руб.), следует из отчета департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы. Эти инвестиции предусмотрены программой «Информационный город», предполагающей, что за пять лет (2012-2016 гг.) в московские сети связи и IT будет вложено 310 млрд руб., в том числе городом - 186,5 млрд руб., говорит представитель ДИТ Константин Горохов. В 2014 г. операторы должны инвестировать в Москве около 26 млрд руб., добавляет он.

На что были потрачены средства и кто из операторов инвестировал больше, а кто меньше, в отчете не говорится. Главным же итогом года назван рост проникновения высокоскоростного (10 Мбит/с и выше) фиксированного широкополосного интернет-доступа (ШПД). Если в 2012 г. услугами ШПД на таких скоростях пользовался 31% московских абонентов, то в 2013 г. - уже 50%. Отчасти это результат строительства оптической сети интернет-доступа по технологии GPON Московской городской телефонной сетью (МГТС), гласит отчет. К концу 2013 г. к ней было подключено около 700 000 абонентов, а годом ранее - всего 200 000.

Управляющий партнер iKS-Consulting Константин Анкилов согласен: интернет-доступом со скоростью свыше 10 Мбит/с пользуется более 50% москвичей, но за прошлый год этот показатель вырос, по его расчетам, лишь на 5 п. п. Лидерами по чистому приросту московских абонентов ШПД он называет «Ростелеком» (без учета дочернего «Центрального телеграфа» прирост составил около 80 000 пользователей) и МТС с дочерней МГТС (около 55 000).

МТС постоянно расширяет московскую зону покрытия мобильного ШПД (3G и 4G/LTE), а в секторе фиксированной связи, где работает ее «дочка» МГТС, инвестирует за пять лет (2011-2015 гг.) $2 млрд, меняя медные сети на современную оптику, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Благодаря технологии GPON количество клиентов, подключивших проводной интернет на скорости от 100 Мбит/с, за прошлый год удвоилось, так что в декабре 2013 г. ШПД и цифровым ТВ пользовалось 43% абонентов МГТС, чьи дома подключены к GPON (это почти 2 млн домохозяйств во всех районах Москвы).

Анкилов видит несколько основных причин роста инвестиций операторов. Во-первых, сотовые компании достраивали сети мобильной связи третьего поколения (3G), строили 4G и умощняли транспортные каналы. Во-вторых, активно развивались МГТС и «Акадо», расширяя и модернизируя сети ШПД. В-третьих, хотя рынок фиксированного ШПД давно насыщен, операторы продолжают расширяться - достраивают сети в отдельных районах, тянут кабель в новые торговые центры и т. п.

Один из инструментов конкурентной борьбы между провайдерами ШПД в Москве - увеличение скорости при сохранении неизменной абонплаты, констатирует исполнительный директор группы операторов «Горком» Алхас Мирзабеков. Если в конце 2012 г. за 500 руб. в месяц можно было пользоваться скоростью до 15 Мбит/с, то сейчас - 50 Мбит/с, т. е. косвенно тарифы снизились более чем в 3 раза, объясняет он. У «Ростелекома» в последние пару лет средняя скорость доступа в интернет при неизменных тарифах выросла в разы, говорит его представитель Андрей Поляков. Причем самыми низкими скоростями пользуются менее 10% московских абонентов оператора, а наиболее востребованы тарифы, предусматривающие скорости 20-50 Мбит/с и выше.

Увеличение скорости за те же деньги - хороший маркетинговый инструмент, согласен Анкилов, но есть порог скорости, когда абонент перестает ощущать улучшение качества и заставить его сменить провайдера только ради более высокой скорости становится сложно. Для корпоративных клиентов, которые платят за ШПД на порядок больше, этот стимул может быть более действенным, допускает аналитик.

Косвенно это подтверждает Солодовников: МГТС намерена ощутимо усилить позиции в сегментах обслуживания корпораций и госструктур, а особенно большой потенциал видит в нише услуг для органов власти - в ближайшие три года он будет расти в среднем на 40% ежегодно. Например, МГТС уже участвует в создании сети связи для управления и мониторинга пассажиропотока на 132 транспортно-пересадочных узлах, в организации видеонаблюдения за парками, скверами, придомовыми и подъездными территориями жилых домов и школ и т. д.

Для «Вымпелкома» прошлый год был рекордным по инвестициям, в том числе в Московском регионе, говорит представитель компании Анна Айбашева. Правда, в первую очередь средства вкладывались в мобильную связь - прежде всего в сети 3G, которые «Вымпелком» несколько лет недофинансировал, в результате серьезно отстав от конкурентов и наверстав упущенное только к концу 2013 г. Инвестиции в московский фиксированный ШПД всегда были на должном уровне, говорит Айбашева. Этот рынок уже насыщен, но зоны роста все-таки есть - это районы новой Москвы с их новостройками, а также корпоративные клиенты, продолжает она. В Москве все больше торговых и бизнес-центров и «Вымпелком», по словам Айбашевой, уже давно удерживает лидирующие позиции на рынке коммерческой недвижимости.