Особенности московского режима

Конституционный суд решит, законны ли повышенные штрафы за парковку в столицах. Они оправданны «общественной опасностью» деяния, полагают чиновники
Максим Стулов/ Ведомости

Конституционный суд вчера рассмотрел жалобу 95 депутатов Госдумы от КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» на повышенные штрафы за парковку в запрещенном месте и за выезд на полосу движения общественного транспорта в Москве и Санкт-Петербурге. По мнению депутатов, такое различие нарушает принцип равенства всех перед законом, хотя Конституцией установлено: каждый гражданин на всей территории России обладает равными правами и свободами и несет равные обязанности. Но за выезд на полосу для общественного транспорта житель Москвы и Санкт-Петербурга должен заплатить 3000 руб., в то время как обитатели других регионов - только 1500 руб.

Строгость наказания оправданна сложной дорожной обстановкой в мегаполисах, настаивали представители органов госвласти. На столичных дорогах равны все независимо от места жительства, возражал представитель президента в Конституционном суде Михаил Кротов, но особенности дорожного движения в двух городах требуют особого подхода: одно-единственное нарушение может спровоцировать коллапс, а стандартный размер штрафов не создает достаточных стимулов для соблюдения правил дорожного движения. Водители должны воспринимать штраф не как стоимость стоянки, а как наказание, считает Кротов. На один квадратный километр в Москве приходится в 18 раз больше машин, чем в среднем по России, поддержал его представитель столицы Алексей Старовойтов.

Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев говорит, что 60% из 800 опрошенных его организацией в феврале 2014 г. автовладельцев убеждены: введение повышенных штрафов за нарушение правил парковки не привело к улучшению ситуации на дорогах. Зато опыт развития платных парковок большинство опрошенных считают удачным, отмечает Канаев. Проблема в том, что законодатель никак не увязал одно с другим: сейчас штраф за неоплаченную парковку - 2500 руб., т. е. почти столько же, сколько и за неправильную парковку. Если бы он был значительно выше, у водителей появился серьезный стимул парковаться в отведенном для этого месте, уверен Канаев.