Россия тормозит

Продажи легковых автомобилей в этом году могут снизиться на 20%, допускает президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон. Больше рынок сокращался лишь однажды - в 2009 г.
Бу Андерссон допускает, что у автопроизводителей может быть сложный год/ А.Махонин/ Ведомости

Падение российского автомобильного рынка в 2014 г. может составить 20%, заявил в интервью телеканалу «Россия 24» президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон. «Если все пойдет по оптимистичному сценарию, можно ожидать, что российский рынок может даже остаться таким же, как и в прошлом году. А если по пессимистичному, он может быть и на 20% меньше», - заявил Андерссон.

Пессимистичный сценарий ожидается при ослаблении курса рубля, снижении основных макроэкономических показателей и реальных доходов населения, инфляции более 6-7%, а также ужесточении условий автокредитования за счет роста ставки рефинансирования и банковских ставок, объясняет представитель «АвтоВАЗа». Если рубль будет слабеть и дальше, подорожают и импортные автомобили, и иномарки местной сборки, продолжает он (в них доля импортируемых комплектующих - как минимум 25%. - «Ведомости»). Оптимистичный сценарий предполагает, что экономика будет развиваться теми же темпами, что и в прошлом году, а курс рубля не будет серьезно колебаться. Как в обоих случаях могут измениться продажи самого «АвтоВАЗа», представитель компании вчера вечером сказать не смог.

До сих пор самое большое падение рынка было в 2009 г., свидетельствуют данные комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ, см. график): в кризисный год рынок рухнул более чем на 49%. Следующее снижение АЕБ зафиксировала по результатам 2013 г. - на 5,5% до 2,78 млн автомобилей.

По прогнозу Минпромторга, авторынок России в 2014 г. может снизиться на 2,8-6,5% (учтены продажи легковых, грузовых, а также легких коммерческих автомобилей, LCV), говорил на этой неделе заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов. Это промежуточная оценка, сказал «Ведомостям» Рахманов, прогноз на 2014 г. по сегментам будет озвучен по итогам I квартала.

АЕБ давала прогноз продаж легковых автомобилей и LCV в январе - минус 1,6% (2,73 млн штук; в прошлом году было продано 2,78 млн) к показателю прошлого года. По самому пессимистичному прогнозу, рынок составит 2,64 млн штук, по оптимистичному - 2,85 млн штук, говорил тогда председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Из опрошенных «Ведомостями» производителей и дилеров сравнимую с прогнозом Андерссона цифру назвал лишь гендиректор Volkswagen Group Rus Маркус Озегович: всем производителям удастся продать 2,3-2,5 млн автомобилей (т. е. падение составит от 10 до 17,27%. - «Ведомости»), передал он через представителя.

Рынок может сократиться на 5-20%, считает гендиректор дилерской группы LegeArtis (Nissan, Hyundai, Chevrolet, Mitsubishi, Opel, Renault и др.) Олег Мосеев.

Таким сильным изменениям может быть подвержен только сегмент отечественных автомобилей, полагает директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover компании «Авилон автомобильная группа» (дилер Rolls-Royce, Mercedes, BMW, VW, Ford, Hyundai и др.) Андрей Горшков: если производители повысят цены, то рынок может снизиться на 5-6%. Сам «Авилон» рассчитывает на рост продаж - уровень контрактования выше прошлогоднего, говорит Горшков. Снижение продаж по рынку в целом может составить более 7%, по брендам из портфеля группы «Независимость» (она дилер Audi, BMW, Jaguar, Land Rover, Porsche, Volvo, VW, Ford, Mazda, Peugeot, Mitsubishi и Kia) - до 5%, прогнозирует главный управляющий директор группы Елена Журавлева (комментарии она передала через представителя). У «Независимости» много брендов премиального сегмента, а их продажи в последнее время растут, объясняет она.

Toyota, по словам ее представителя, рассчитывает продать столько же машин, сколько в 2013 г. По расчетам Renault, российский рынок легковых автомобилей и LCV составит 2,7 млн штук (минус 2,9% к 2013 г. - «Ведомости»), говорит представитель производителя.

В 2014 г. рынок сократится на 10%, сказал на прошлой неделе директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив.

Свои ожидания участники рынка объясняют в первую очередь ослаблением рубля. В такой ситуации люди осторожнее подходят к дорогостоящим покупкам, говорит Мосеев. Снижение спроса на новые автомобили в большей степени связано с насыщением рынка в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других крупных российских городов, считает Журавлева.

В прошлом году, несмотря на незначительные валютные колебания и стабильную экономику, падение составило 5,5%, говорит Дацкив. Продажи некоторых марок и в отдельных регионах могут вырасти, предполагает Мосеев.