Недостаток фестивальности

Выступлениям Филармонического оркестра Радио Франции под управлением Мюнг-Вун Чунга на Фестивале Мстислава Ростроповича не хватило репертуарной изюминки
Мюнг-Вун Чунг дирижировал вдохновенно, как всегда/ Д. Абрамов/ Ведомости

Французский оркестр и его корейский шеф нам хорошо известны: в частности, в 2010 году, знаменитом культурным обменом между Францией и Россией, они были в числе главных героев и мы радовались, слыша, как прекрасно они понимают друг друга и какого качества совместно добиваются. Все то же самое было и сейчас; к сожалению, не было ничего нового.

Парижане привезли исключительно хрестоматийную классику, которую играют через два концерта на третий. Это в порядке вещей, если оркестр находится в коммерческом туре, но Фестиваль Мстислава Ростроповича - все же фестиваль, где необходим если не эксклюзивный спецпроект, то хотя бы репертуарные редкости.

Вот лондонский оркестр «Филармония» и Эса-Пекка Салонен, выступавшие на Фестивале Ростроповича на той неделе, привезли ни много ни мало российскую премьеру неизвестной оперы Шостаковича. Да ведь и сам Мюнг-Вун Чунг (или Мен-Вун Чунг - знатоки корейского транскрибируют так) дирижировал в Москве во время года Франция - Россия «Реверсо» Паскаля Дюсапена в присутствии автора. А когда приезжал - в том же 2010-м - на Фестиваль оркестров мира со своим Сеульским оркестром, то привез любопытнейший Концерт для шэна (китайского ручного органа) с оркестром, написанный кореянкой Ынсук Чин.

Однако сегодня главными блюдами от Чунга и французского оркестра стали «Картинки с выставки» Мусоргского - Равеля и Седьмая симфония Бетховена. Исполнять их имело смысл лишь в том случае, если бы имелась какая-то невиданная, оригинальная исполнительская концепция. Ничего подобного не нашлось: с обеими партитурами, разумеется, оркестр профессионально справился, но трактовки были из ряда типовых, что забываются по выходе из зала - запомнился разве что низкий колокол в «Богатырских воротах».

Толика невезения парижан состояла и в том, что они выступали на фестивале после лондонцев и сравнение оказалось не в пользу парижан. Положим, лондонцы тоже играли симфонию Бетховена (третью), но, во-первых, она стояла в начале двухдневной программы (а не в финале, как у Чунга), а во-вторых, об ее интерпретации Салоненом можно было задуматься, вдаваясь в сравнения и вспоминая недавний налет Кристиана Тилемана с полным бетховенским циклом. Чунг же не предложил никакой пищи для размышлений.

Немногим лучше дело обстояло в первых отделениях обоих концертов. Первый концерт открывала увертюра Берлиоза «Римский карнавал», второй - увертюра к «Вольному стрелку» Вебера. Немногим, но лучше: в обеих программах участвовали хорошие солисты. О патроне фестиваля напомнил выход Трульса Морка, внучатого ученика Ростроповича. Вместо объявленного в буклете Концерта Дворжака виолончелист сыграл Концерт Гайдна, зато оркестр Радио Франции показал умение аккомпанировать в классическом стиле малым составом. А изюминкой гастролей стал Концерт Равеля с его джазовыми красотами и пикантной ритмикой - здесь идеальной союзницей оркестра стала пианистка Пламена Мангова, которой так понравились аплодисменты московской публики, что оставить нас без Хинастеры, Шопена и Шуберта - Листа в сольном исполнении она просто не смогла.