Смартфоны растут быстрее планшетов

В I квартале 2014 г. продажи планшетов в России впервые росли медленнее, чем продажи смартфонов
Bloomberg

В I квартале 2014 г. продажи планшетов количественно росли медленнее, чем продажи смартфонов, следует из отчета «Евросети». Это первый раз, когда смартфоны обошли планшеты по этому показателю, отмечает ритейлер. В денежном выражении, по его данным, смартфоны обогнали планшетные компьютеры по темпам роста продаж еще в прошлом квартале. Конкретных цифр по России «Евросеть» не раскрывает. Ту же динамику отмечает и розничная сеть оператора МТС. По ее подсчетам, продажи смартфонов в России в I квартале 2014 г. в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. выросли на 61,3% до 5,58 млн. Аналогичные показатели по рынку планшетов в январе - марте 2014 г. - 56,6% и 1,9 млн устройств. Объем российского рынка планшетов в I квартале 2014 г. в денежном выражении составил 19,6 млрд руб., увеличившись на 20,2% в сравнении с I кварталом 2013 г., рассказывает представитель МТС Дмитрий Солодовников. А рынок смартфонов, по его данным, за тот же период вырос на 28%. Солодовников подчеркивает, что темпы роста продаж планшетных компьютеров значительно сократились. Годом ранее, в I квартале 2013 г., в штуках продажи планшетов выросли по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. более чем на 250%, а в деньгах - почти на 140%, отмечает он.

Общероссийский тренд задала Москва (в денежном выражении на Москву приходится 16% российского рынка портативной электроники, в натуральном - около 12%, утверждает источник, близкий к одной из розничных сетей). По данным «Евросети», в столице в январе - марте 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. продажи смартфонов в натуральном выражении выросли на 27%, тогда как планшетов - только на 17%.

Динамика рынка смартфонов и планшетов говорит о том, что оба рынка переходят из стадии роста в стадию насыщения, констатирует исполнительный вице-президент «Евросети» Виктор Луканин. Рынок планшетов оказался насыщен быстрее, добавляет он. Так произошло потому, что у планшетов более узкая целевая аудитория, а срок их замены на новые устройства дольше, чем у смартфонов, рассуждает Луканин. С ним согласна представитель «Связного» Мария Заикина. Но в основном, оговаривается она, замедление темпов роста касается мегаполисов: в городах с населением менее 1 млн человек планшеты все так же популярны. По ее словам, данные «Связного» в целом совпадают с данными МТС, при этом розничная сеть оценивает рост продаж планшетов в денежном выражении консервативнее, чем оператор: 18%.

Снижение темпов роста продаж планшетов в денежном выражении объясняется снижением их средней стоимости, добавляет Солодовников (за год она уменьшилась на 30,3% до 10 200 руб.). По оценке МТС, планшетные компьютеры стоимостью до 10 000 руб. в I квартале 2014 г. заняли 60,4% рынка.