Carlsberg готовится к худшему

Carlsberg, крупнейший производитель пива в России, пересмотрел прогноз развития российского рынка на 2014 г. Продажи сократятся не на 1-3%, как компания считала прежде, а на 4-6%
У зарубежных пивоваров сокращаются продажи в России/ Martin Divisek/ Bloomberg

Неопределенная макроэкономическая ситуация в Восточной Европе отрицательно влияет и на российскую экономику, и на настроения потребителей, признался датский концерн Carlsberg, опубликовав результаты за I квартал 2014 г. Теперь концерн предполагает, что по итогам года российские продажи пива в литрах сократятся на 4-6% (уровень mid-single-digit.- «Ведомости»). В отчете за 2013 г. прогноз был менее пессимистичный - снижение на 1-3% (low-single-digit).

В I квартале 2014 г. продажи пива всех марок в России снизились к уровню годичной давности на 5% (в литрах) из-за закрытия киосков, неясной макроэкономической ситуации и слабого экономического роста, гласит отчет Carlsberg. Данными о собственных продажах в России он не делится. Другой производитель этого напитка - Heineken - сообщал, что его органическая выручка в Центральной и Восточной Европе (показатели по России компания не выделяет) сократилась в I квартале на 2,4%; в литрах продажи снизились еще сильнее - на 5,1%. Однако если бы не Россия, то центрально- и восточноевропейские продажи остались бы на уровне аналогичного периода 2013 г., пишет пивовар. Anheuser-Busch InBev за этот же период сократила доходы в России на 10%. Последний участник мировой четверки крупнейших пивоваренных компаний - Anadolu Efes - о результатах за январь - март еще не отчитывался.

Пивовары давно испытывают сложности в России. С 2008 г. была запрещена реклама, с 2013 г. - торговля пивом в киосках, позже продажу в магазинах ограничили дневным временем. Параллельно росли ставки акцизов: до 2010 г. акциз на пиво с содержанием спирта до 8,6% составлял 2,74 руб. за литр, с 2010 г. - 3 руб., к 2013 г. ставка доросла до 15 руб., а в этом году - до 18 руб. Efes в конце 2013 г. отмечала, что за последние пять лет российский рынок пива сократился более чем на 20%, а средний показатель загрузки производственных мощностей в отрасли снизился за несколько лет до уровня чуть более 60%. В отчете за 2013 г. Anheuser-Busch InBev сообщала, что снизила продажи в России на 13,6%. Carlsberg отчитывался о снижении отгрузки пива в стране на 7% за год. Heineken говорила о снижении продаж в Центральной и Восточной Европе на 6%. Отрасль продолжает страдать от жесткого регулирования и роста налогов: они ограничивают «коммерческую свободу» отрасли, писала в отчете за 2013 г. Heineken.

До конца 2014 г. российский рынок пива сократится на 25-30% по сравнению с 2008 г., заявлял в прошлом году старший вице-президент Carlsberg по Восточной Европе Исаак Шепс. В 2008 г. производство составляло 109,3 млн гектолитров. Получается, что пивовары прогнозируют снижение производства в 2014 г. до 76,5-82 млн гектолитров.

Потребление пива в России все-таки растет: в I квартале оно увеличилось на 4%, хотя производство несколько сократилось, говорит руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. А вот доля международных концернов сокращается: если в 2007 г. на их долю приходилось 92% рынка, то в 2013 г. - уже 80%, а по итогам 2014 г. их доля может снизиться до 77%, ожидает Дробиз.