Абоненту не помогать

Минкомсвязи предлагает минимизировать участие государства в контроле за качеством сотовой связи и отказать Роскомнадзору в дополнительных полномочиях
ИТАР-ТАСС

В 2012 г. Роскомнадзор разработал методику контроля качества, предложив 25 параметров, в числе которых доля неуспешных вызовов, среднее время установления вызова, время доставки sms, среднее время авторизации пользователя в сети и проч. Методика учитывает и качество передачи речи в сотовых сетях - оно определяется сравнением звука эталонного качества с тем, что слышит абонент.

«Мегафон» приветствует решение разработать концепцию управления качеством связи, говорит его представитель.

Прямая речь. Дмитрий Медведев

премьер-министр России. «Это безобразие. Я приехал в Москву в 1999 г., как известно, из Петербурга и был удивлен: город, который самый большой в нашей стране, является столицей, имеет такое качество связи. Прошло 14 лет - в Москве до сих пор самая плохая связь. Мы должны <...> внедрять связь четвертого поколения, делать это максимально быстро, а у нас в Москве элементарная связь стандарта начала 2000-х гг. не работает».

Участие государства в регулировании качества сотовой связи должно быть минимальным, заявил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров на заседании правительственной комиссии по связи под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича. По мнению Никифорова, качество должно регулироваться рынком, а абонент - самостоятельно выбирать оператора; для этого нужно разработать правила мониторинга качества услуг связи и их обнародования. Дворкович поручил регулирующим органам, в частности Минкомсвязи, вместе с сотовыми операторами выработать унифицированную методику мониторинга качества связи - сейчас у участников рынка критерии различаются, сообщила представительница вице-премьера Алия Самигуллина.

При наличии объективного мониторинга качества связи наделение Роскомнадзора дополнительными полномочиями по контролю и надзору за ним представляется избыточным, считает Никифоров. Чтобы Роскомнадзор мог начать контролировать качество связи, необходимо законодательно закрепить его определение, а сделать это сложно и речь идет о мониторинге, который могли бы совместно вести операторы и регулирующие органы, объясняет Самигуллина.

Никифоров сообщил, что Минкомсвязи совместно с операторами разрабатывает концепцию управления качеством связи. Детали этой концепции представители Минкомсвязи и операторов не раскрывают. Тем не менее подготовка концепции была одобрена комиссией, следует из проекта ее протокола. Также Минкомсвязи поручено рассмотреть проект создания саморегулируемой организации, которая занималась бы контролем и регулированием качества связи.

Роскомнадзор готов исполнять то решение, которое будет зафиксировано в протоколе правительственной комиссии, говорит представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский.

В большинстве стран мира государство так или иначе контролирует качество сотовой связи и устанавливает критерии, которым должны следовать операторы, знает чиновник одного из профильных ведомств.

В июне - июле 2013 г. Роскомнадзор и департамент информационных технологий (ДИТ) правительства Москвы опробовали новую методику - качество голоса оставляло желать лучшего у всех трех операторов, признал замруководителя Роскомнадзора Олег Иванов; повторный тест показал улучшение качества.

Качество связи нужно повышать, но не с помощью принудительных замеров и тестов Роскомнадзора, считает сотрудник одного из операторов. Прямое регулирование со стороны Роскомнадзора - это дополнительные затраты государства, связанные с закупками измерительного оборудования и т. п., говорит он. Надо создать унифицированную систему измерения качества - по результатам этих измерений абоненты и сами смогут выбрать того или иного оператора, полагает он.

«Вымпелком» также согласен с предложением Минкомсвязи о выработке единой методики измерения качества связи, которая должна содержать минимальное количество параметров, отмечает представитель оператора Анна Айбашева. Абоненты, общественные организации и др. могли бы ею воспользоваться, выкладывая результаты своих измерений на общедоступный ресурс, рассуждает она.

МТС сама заинтересована в повышении качества связи и оператор непрерывно инвестирует в развитие покрытия и повышение пропускной способности сетей, уверяет его представитель Дмитрий Солодовников. У МТС есть мощная служба мониторинга сети и вся инфраструктура замеров качества связи, подчеркивает он. По итогам I квартала 2014 г. отток абонентов МТС составляет всего 9,1%, это лучший показатель среди операторов сотовой «большой тройки», заключает Солодовников.