Нет претензий к Mercedes

Антимонопольная служба разъяснила, почему не стала наказывать «Мерседес-Бенц рус», запретивший автодилерам продавать автомобили госструктурам
Максим Стулов/ Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) раскрыла подробности антимонопольного расследования в отношении «Мерседес-Бенц рус» (российский дистрибутор группы Daimler AG). Расследование служба начала в декабре 2013 г. после жалобы одного из автодилеров - «Авилон автомобильная группа» («Авилон АГ»): тот посчитал, что дистрибутор навязывает ему невыгодные условия сотрудничества и меняет структуру продаж в свою пользу. «Авилон АГ» подавал жалобу в феврале 2013 г., а в августе отозвал ее - стороны решили все вопросы, уточняла финансовый директор дилера Ирина Монахова.

ФАС установила, что помимо основных договоров «Мерседес-Бенц рус» заключал с дилерами соглашения, ограничивающие их самостоятельность: без письменного разрешения дистрибутора дилеры лишались права продавать автомобили «клиентам категории G» (т. е. госструктурам, компаниям, полностью или частично принадлежащим государству, а также госслужащим, приобретающим автомобиль для личных нужд). Аналогичные ограничения были наложены на продажу запчастей и автопринадлежностей для автомобилей Mercedes, сообщила ФАС. Дистрибутор исключил посредников из цепочки продаж, чтобы снизить коррупционные риски, приводит ФАС объяснение «Мерседес-Бенц рус».

С 2011 г. Daimler продает автомобили госструктурам в Московском регионе исключительно через свои дилерские центры. Такое решение было принято после коррупционного скандала, рассказывал человек, знакомый с обстоятельствами судебного разбирательства «Авилона» и «Мерседес-Бенц рус». В 2010 г. минюст США провел антикоррупционное расследование и установил, что в 1998-2008 гг. Daimler давал взятки чиновникам из 22 стран. Среди них были и российские чиновники: в 2000-2005 гг. они получили от компании как минимум 5 млн евро за контракты на поставку авто в гараж особого назначения ФСО, МВД, Минобороны и др. Дело закончилось для Daimler выплатой $185 млн штрафа.

Но ФАС пришла к выводу, что продажа автомобилей и запчастей к ним госклиентам - конкурентный рынок и отдельный производитель, включая Daimler AG, не может «в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения» на этом рынке. Большинство дилеров, поставляющих автомобили для муниципальных и госнужд, работают с несколькими брендами либо входят в крупные холдинги, продающие другие бренды, пишет ФАС. Значит, они имеют возможность заменить продукцию Mercedes-Benz на продукцию других автопроизводителей, делают вывод чиновники: недаром после изменения политики «Мерседес-Бенц рус» некоторые госзаказчики перешли на автомобили других марок. Наконец, на госструктуры приходится не более 5% российских поставок Mercedes, так что никакие ограничения не могли бы существенно испортить продажи даже монобрендовому дилеру, считает ФАС.

Запрет участвовать в гостендерах был наложен на всех дилеров марки Mercedes в Москве, «Авилон» никогда не требовал его отмены и никакого существенного влияния на бизнес компании он не имел, говорила ранее Монахова. «На структуру наших продаж как запретительные, так и разрешительные инициативы не оказывали особого влияния», - согласна директор дилерских центров «Звезда столицы» (продавцы Mercedes Benz) холдинга «Рольф» Ольга Петрова.