Реестр от Титова

Все проверки бизнеса госорганами будут вноситься в единый реестр - такие поправки подготовлены в Госдуме по инициативе бизнес-омбудсмена Бориса Титова

Вести реестр плановых и внеплановых проверок будет Генпрокуратура. В случае одобрения разработанные в комитете Госдумы по конституционному законодательству поправки в законопроект о госконтроле (есть в распоряжении «Ведомостей») вступят в силу при осуществлении регионального контроля с 1 июля 2016 г., при осуществлении муниципального контроля - с 1 января 2017 г. Как следует из текста поправок, правила формирования реестра определяют требования к порядку его создания и ввода в эксплуатацию, состав информации о проверке, ее результатах и принятых мерах по пресечению или устранению последствий выявленных нарушений, а также сроки и порядок ее включения в реестр.

Порядок ведения реестра и присвоение номеров будут регулироваться правительством, сам закон не определяет этих норм, говорит первый зампред комитета Дмитрий Вяткин. «Мы исполняем прямое поручение президента, в котором была заявлена необходимость создания такого реестра», - подчеркнул депутат. Эти поправки призваны сделать максимально прозрачной деятельность, связанную с проверками предпринимателей, пояснил «Ведомостям» председатель комитета Владимир Плигин. «Это очень важно, вопрос об этом поднимал бизнес-омбудсмен Борис Титов. Мера направлена на систематизацию этих проверок, в рамках подготовки поправок мы взаимодействовали с 60 надзорными ведомствами», - сообщил депутат. По его словам, вопрос будет вынесен на пленарное заседание 1 или 2 июля, чтобы успеть принять законопроект в третьем чтении до конца весенней сессии. Представители Генпрокуратуры, которым придется исполнять новую норму, были вчера недоступны для журналистов.

Это технические поправки, которые не повлияют сильно на картину бизнеса в нашей стране, пояснила лидер «Бизнес-солидарности» Яна Яковлева. «Этот разговор начала прокуратура. Они проработали с этими проверками определенное время и поняли, что в основном проверяют внепланово, поэтому реестр - это логичное действие. Станет хотя бы примерно понятно, что и как проверяется. Но нельзя менять правоприменение через законодательство, это другая область, едва ли это что-то даст», - уверена Яковлева. Любая дополнительная информация в этой области не принесет вреда, отмечает Владислав Корочкин из «Опоры России». «В этой области важнее унифицировать видение самих проверок, сейчас все они проходят одинаково, вне зависимости от таких показателей, как площадь, прибыль и т. д. В том числе вне зависимости от степени риска для бюджета. Реестр - движение в правильном направлении, но вот его вектор, боюсь, будет очень коротким», - говорит Корочкин.

С идеей вносить проверки в единый реестр выступил в конце 2013 г. бизнес-омбудсмен Борис Титов. Во время его ежегодного доклада президенту в апреле идею поддержал министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов. Титов объяснял необходимость реестра тем, что внеплановые проверки чаще всего проводятся по заявлениям граждан: проверяющие приходят к предпринимателям с неофициальным визитом, предлагая либо внеплановую проверку по заявлению гражданина, либо денежную благодарность за ее отсутствие. По действующему законодательству ведомства направляют в прокуратуру график проверок на год до 1 сентября, после чего Генпрокуратура формирует сводный план проверок на своем сайте. Одно ведомство не может проверять предприятие чаще чем раз в три года, но это не распространяется на многие виды контроля.