«Камаз» работает с перебоями

«Камаз» в четвертый раз за год остановит конвейер из-за падения заказов. Автозавод вряд ли выполнит бизнес-план по продаже 38 000 грузовиков за год
Камазовский конвейер простоит пять дней подряд/ Андрей Рудаков

По данным «Автостата», объем российского рынка новых грузовых автомобилей в октябре 2014 г. составил 7300 машин, что на 26,7% меньше, чем год назад. В октябре «Камаз» лидировал по продажам (более 2000 автомобилей, но -24,7% к октябрю 2013 г.), на 2-м месте ГАЗ (863, -10,6%), на 3-м МАЗ (643 грузовика, -31,2%), говорится в ответе пресс-службы «Автостата». В модельном ряду автозаводов абсолютным лидером продаж октября стал ГАЗ-3310 (406 машин), второй - MAN TGS (382), третий - «Камаз»-6511 (359 шт.). Хуже всех в октябре продавались «Камаз»-4311(-44,7%) и Volvo FH (-43,7%), по данным «Автостата».

ОАО «Камаз»

Автопроизводитель. Основные акционеры (данные компании на 1 ноября 2014 г.): госкорпорация «Ростех» (49,9%), Avtoinvest Limited (20,81%), Daimler AG (15%), KAMAZ International Management CO., L.P. (4,25%), ООО «Финансово-лизинговая компания «Камаз» (3,72%), Decodelement Services Limited (2,73%). Капитализация - 21 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, 6 месяцев 2014 г.): выручка - 47,6 млрд руб., чистый убыток - 1,5 млрд руб.

«Камаз» объявил днями простоя 26 и 27 ноября, а в соответствии с приказом о четырехдневной рабочей неделе 28 ноября (пятница) будет нерабочим днем, сообщил автозавод. Конвейер остановят, чтобы избежать затоваривания складов готовой продукции в связи с нестабильной ситуацией на рынке тяжелых грузовиков.

Перерыв в работе позволит сэкономить более 57 млн руб., сказано в пресс-релизе.

Приказ о четырехдневке начиная с 24 ноября вышел около двух месяцев назад. Тогда пресс-секретарь «Камаза» Олег Афанасьев объяснял «Челнинским известиям», что приказ «лишь открывает возможность введения четырехдневки, если вдруг у компании не будет заказов». В случае привлечения дополнительных заказов дни простоя будут отменены, говорится во вчерашнем релизе «Камаза».

В ноябре завод работает на три месяца вперед и получается, что дни простоя завод должен был работать скорее всего на январь («самый мертвый месяц в году - только к февралю продажи начинают шевелиться»), говорит пресс-секретарь «Камаза» Олег Афанасьев. «На заводе трехмесячное планирование, и точно сказать, в каком месяце на какой мы работаем, сложно», - объясняет он.

«Камаз» традиционно уходит в оплачиваемый корпоративный отпуск с 8 по 25 января, так же будет и в 2015 г., в январе больше 1000 машин не продашь, говорит Афанасьев. По словам подмосковного дилера «Камаза», у них на январь «никто машины не заказывал и перспектив нет», на конец года заказы тоже ниже ожидаемого.

«Камаз» в этом году останавливал производство на месяц в январе, затем с 14 до 27 июля, когда сотрудники ушли в двухнедельный оплачиваемый отпуск, и 26, 29 и 30 сентября.

Продажи «Камазов» складываются «мягко говоря, сложно», говорит подмосковный дилер. В прошлом месяце его компания продала грузовиков примерно на 40% меньше к октябрю 2013 г., «и в ноябре ситуация со спросом не выправляется». «Утилизационная программа дает не тот эффект, которого ожидали», - отметил дилер.

По программе утилизации «Камаз» продал 4000 машин из 5500 заявок, но еще месяц впереди, говорит Афанасьев. По его словам, автозавод поддерживает продолжение программы утилизации, «но это скажется только на следующий год». «Камаз» не меняет бизнес-план по продаже 38 000 автомобилей, но «скорей всего нам придется констатировать, что мы его не выполнили», признался Афанасьев.

Дни простоя будут использованы для модернизации производства и монтажа нового оборудования в рамках программы реинжиниринга, также будут проводиться работы по освоению нового модельного ряда (см. врез), говорится в пресс-релизе «Камаза».