«Яндекс» вернулся в Firefox

Angel Navarrete/ Bloomberg

Поиск «Яндекса» вернулся в качестве основного в браузер Mozilla Firefox для российских пользователей, следует из сообщения в официальном блоге Mozilla. Компания решила отказаться от принципа единого поисковика для всех рынков и теперь в каждой стране договаривается с местными поисковыми системами.

Впервые за несколько лет в США предустановленным по умолчанию поисковиком станет не Google, а Yahoo. В Китае основным поисковиком останется Baidu, а в российской версии Firefox в качестве основного будет установлен поиск от «Яндекса».

В течение последних трех лет в Firefox основным поисковиком почти по всему миру был Google. Но в этом году контракт Google и Mozilla заканчивается, а о возможности заключения нового контракта пока информации нет. Mozilla заключила соглашение с Google в декабре 2011 г. В финансовой отчетности Mozilla сообщала, что контракт с Google принес компании 84% ее годовой выручки, или $103 млн.

«Яндекс» заключил новый контракт с Mozilla, но его детали представитель компании Ася Мелкумова не раскрывает.

«Яндекс» уже сотрудничал с Mozilla в течение трех лет вплоть до 2012 г., когда Mozilla заключила глобальный контракт с Google и перестала устанавливать «Яндекс» в качестве основной поисковой системы в российской версии Firefox.

Проблема «Яндекса» в том, что у него нет собственной мобильной платформы, через которую он может продвигать свой поиск. Поэтому компании приходится договариваться с разработчиками таких платформ. Осенью 2012 г. «Яндекс» выпустил собственный браузер, а также приобрел разработчика программной оболочки для ОС Android SPB Software.

Google активно продвигает свой поиск через ОС Android, доля которой на всех рынках неуклонно растет. Соответственно, растет и доля поиска Google, в том числе и в России. За год доля Google в России выросла на 4,1 пункта до 30,9%, доля «Яндекса» снизилась на 1,7 п. п. до 60,1% (данные Liveinternet за октябрь 2014 г.). А в ноябре доля «Яндекса» впервые с 2009 г. опустилась ниже 60%. На изменение доли влияет дистрибуция Google в браузере Chrome и ОС Android, констатирует Мелкумова. Возвращение в Firefox, по ее словам, вряд ли серьезно повлияет на распределение долей и выручку «Яндекса».