Езда с препятствиями

Поволжские автопроизводители снижали издержки и обновляли модельный ряд, чтобы противостоять усиливающемуся падению российского автомобильного рынка
Отечественный автопром старался снизить издержки/ А. Махонин/ Ведомости

Ускорение падения продаж автомобилей стало главным трендом российского рынка в этом году. В 2013 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей сократились на 5% до 2,78 млн машин, а по итогам 11 месяцев 2014 г. упали уже на 11,6% до 2,2 млн, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Сильнее всего снизились продажи в сегменте коммерческого транспорта. «Нестабильность в экономике привела к снижению покупательной способности и сокращению инвестиционных бюджетов у потребителей, приостановке инвестирования в обновление парка», - констатирует представитель группы ГАЗ. По предварительной оценке, падение рынка в этом году составит около 20% в сегменте LCV и 33-35% в сегменте автобусов, добавляет он.

Еще одной проблемой стали валютные колебания, которые увеличивают не только рублевую стоимость иномарок (включая локализованные), но и автомобилей отечественных брендов, которые также частично используют импортные компоненты, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. С другой стороны, этот же фактор является выигрышным при экспорте продукции в страны дальнего зарубежья, замечает представитель группы ГАЗ. Об этом же говорит и представитель «Камаза».

В сентябре государство поддержало автопром, возобновив программу обновления автопарка. При покупке новой машины, если старая сдана в утиль, можно получить скидку от 50 000 до 350 000 руб. в зависимости от типа автомобиля. При использовании схемы trade-in - от 40 000 до 300 000 руб. Эта мера хоть и не вывела рынок в плюс, но оказала существенную поддержку, отмечают Беспалов и сами производители. До конца года автозаводы - участники программы получат от государства субсидии почти на 13 млрд руб., а на ее продолжение в 2015 г. - еще 10 млрд руб.

Lada и люди

Несмотря на падение спроса на автомобили в России, Lada (минус 16% за 11 месяцев, по данным АЕБ) остается самой популярной маркой, говорит представитель «АвтоВАЗа». Кроме того, завод «доказал, что умеет запускать продукты в срок и с нужным качеством», добавляет он. В течение года «АвтоВАЗ» и его партнеры представили восемь новых моделей и модификаций: Kalina Sport нового поколения, Kalina Cross, Largus Cross, Largus VIP, Granta лифтбэк, 4х4 Urban, Priora с АМТ, Priora с мотором 1,8 л, перечисляет собеседник «Ведомостей». «Все проекты реализовываются в планируемые сроки, по крайней мере без серьезных задержек», - подчеркнул он.

Для крупнейшего представителя поволжского автокластера и российского автопрома в целом 2014 год стал переходным: команда нового президента «АвтоВАЗа» Бу Андерссона начала масштабную программу снижения издержек. Благодаря ей за девять месяцев автогиганту удалось сэкономить 7 млрд руб., приводит данные представитель компании.

Программа борьбы с издержками предусматривает, помимо прочего, снижение цен поставщиков, увеличение отсрочки платежей. Большинство поставщиков согласились увеличить сроки оплаты за комплектующие, рассказывали источники «Ведомостей». А вот на снижение цен вплоть до 5%, как того попросил «АвтоВАЗ», пошли не все - в противном случае их бизнес стал бы нерентабельным. Осенью у компании даже разразился «кризис поставщиков»: «АвтоВАЗ», сокращавший производство из-за падения рынка, оказался не готов к существенному росту спроса на автомобили из-за резкого ослабления рубля и популярности программы утилизации машин, в которой Lada лидирует с долей около 40%. Для перестройки производственной цепочки, включая поставщиков, потребовалось время, в итоге завод вышел на нормальный ритм только в декабре.

Кроме того, весь год «АвтоВАЗ» снижал численность работников. Предполагалось, что к январю 2015 г. останется 53 000 человек - почти на 20% меньше, чем годом раньше. Как выяснилось, план даже перевыполнен: по словам представителя «АвтоВАЗа», сейчас на заводе работает около 52 000 человек. В следующем году, по его словам, сокращения рабочих не планируется.

Сократив штат, «АвтоВАЗ» теперь формирует новую систему оплаты труда. Завод выплатит сотрудникам премии по итогам 2014 г., а в следующем году вазовские работники «при условии успешной работы» получат бонусы 15 июля и 15 декабря (размеры не уточняются). Кроме того, в наступающем году «АвтоВАЗ» полностью перейдет с тарифной системы оплаты труда на оклады. Это не приведет к снижению зарплат, обещает компания: их уровень будет пересматриваться раз в год в сторону увеличения, при этом постоянная часть будет увеличиваться, а переменная уменьшаться.

Окладная система редко работает на предприятии в чистом виде, обычно она связана с бонусной системой оплаты труда - иначе не мотивирует сотрудников на лучшие результаты, поскольку не привязана к объему выполненной работы (произведенной продукции), говорит руководитель группы подбора персонала кадрового агентства «Юнити» Георгий Самойлович. «АвтоВАЗу» нужно стимулировать своих сотрудников, чтобы повысить показатели компании и выйти в прибыль, подчеркивает Беспалов. За первое полугодие 2014 г. чистый убыток компании по МСФО составил 4,9 млрд руб., по итогам года прогнозируется на уровне 6,6 млрд руб., говорит Беспалов. В 2015 г. «АвтоВАЗ» может получить чистую прибыль в размере 4,9 млрд руб., считает он.

На новинках не экономят

«Для того чтобы реализовать нашу инвестиционную программу в условиях падения рынка и удорожания кредитных ресурсов, мы подключили все необходимые механизмы сокращения затрат и повышения эффективности. Это дало нам экономический эффект свыше 9 млрд руб. в 2014 г.», - говорит представитель группы ГАЗ. По итогам года компания рассчитывает на чистую прибыль, но ее размер не уточняется. «Камаз» благодаря снижению издержек сумел по итогам девяти месяцев получить чистую прибыль после убыточных I и II кварталов.

Параллельно поволжские производители коммерческого транспорта продолжали обновлять модельный ряд. Особенно активно новинки выводил на рынок ГАЗ: автобус Next и автомобиль «Газель Next» c двухрядной кабиной, «Газель Next» стандарта «Евро-5» для экспорта, среднетоннажный грузовик «Газон Next», семейство модернизированных автомобилей «Урал М» и др.

УАЗ (входит в группу «Соллерс»), сильно сокративший продажи в первом полугодии, осенью, напротив, раскочегарился за счет программы утилизации и госзаказов, традиционно сдвинутых на вторую половину года, комментирует Беспалов. Поддержку оказало и появление обновленного UAZ Patriot.

У совместного предприятия «Соллерса» с Ford год оказался гораздо сложнее. По итогам 11 месяцев марка Ford продемонстрировала самое глубокое падение на российском рынке среди брендов топ-20 (минус 40%) из-за сокращения С-сегмента и сегмента седанов. «Несмотря на изменения экономической ситуации и снижение потребительской активности, мы продолжаем двигаться по ранее намеченному плану», - говорит представитель Ford Sollers. В августе на Московском автосалоне - 2014 компания представила шесть новых моделей Ford, пять из которых будут производиться в России. В декабре Ford Sollers официально открыл после модернизации свой третий автозавод в России - в Набережных Челнах. Инвестиции в предприятие полного цикла мощностью 115 000 шт. в год составили $400 млн (вся инвестпрограмма СП на 2011-2020 гг. оценивается в $1,6 млрд). Первым с конвейера сошел субкомпактный кроссовер EcoSport, а в следующем году стартует производство городского хетчбэка Fiesta. «Кроме того, на заводе Ford Sollers в Елабуге в этом году мы запустили производство коммерческих автомобилей Ford Transit Custom и Transit нового поколения, который является лидером своего сегмента среди иностранных брендов», - говорит представитель компании. По его словам, еще одним важным событием года для компании стало начало поставок автомобилей Ford Focus и EcoSport в Казахстан: «Этот проект открывает нам возможности для развития на новых рынках сбыта».

«Экспорт позволяет компании развиваться, а также хеджировать страновые и валютные риски», - говорит и представитель группы ГАЗ. Он напомнил, что в 2014 г. компания получила европейский сертификат на «Газель Next», который дает право продавать его во всех странах Евросоюза. «Мы организовали переговоры более чем с 30 потенциальными партнерами в разных странах об организации дистрибуции нашей продукции и запустили производство автомобилей «Газель Next» в Турции», - добавляет представитель. «Камаз» за счет слабого рубля уже сумел резко нарастить поставки в страны дальнего зарубежья: на 30,1% до 583 шт. по итогам девяти месяцев 2014 г., по данным Минпромторга.

Оптимизм на колесах

По прогнозу Беспалова, в 2015 г. российский авторынок во всех сегментах продолжит сокращаться - возможно, до 10-15%. Тем не менее для «АвтоВАЗа» 2015-й будет неплохим годом, считает он. В полной мере проявятся результаты программы снижения издержек, скажется эффект низкой базы, поможет увеличение объемов контрактной сборки по заказам альянса Renault-Nissan и появление прорывных новинок - Lada Vesta и Lada Xray, перечисляет Беспалов. Продажи Lada в 2015 г., скорее всего, будут лучше рынка, считает Беспалов.

«АвтоВАЗ» тоже рассчитывает, что в 2015 г. на продажи автомобилей Lada будут оказывать влияние позитивные факторы - в отличие от большинства конкурентов. «Во-первых, это курс доллара и евро, по причине роста которого цены на автомобили иностранных марок значительно вырастут, - объясняет представитель компании. - Автомобили Lada локализованы более чем на 80%, и их цены не так сильно зависят от курса валют. Во-вторых, это объявленная правительством программа утилизации, которая также окажет влияние на продажи наших автомобилей».

«Для УАЗа особых изменений в 2015 г. не ожидаю: более-менее стабильная работа, поддержка со стороны госзаказов», - продолжает Беспалов. «Камаз» и ГАЗ за счет преимущества в виде высокого уровня локализации и, соответственно, возможности сдерживать цены по сравнению с иномарками могут увеличить свои доли, но идти против рынка им будет сложно, думает он. В 2015 г. в России могут ограничить сроки эксплуатации коммерческого транспорта. Это поддержит продажи «Камаза» и ГАЗа, но в условиях экономического спада вырастет и предложение на вторичном рынке, предупреждает Беспалов. «Мы предполагаем, что в следующем году объемы рынка или сохранятся на уровне этого года, или падение продолжится», - комментирует представитель группы ГАЗ. Но при любой динамике рынка компания планирует сохранить свою долю, а в отдельных сегментах увеличить благодаря запуску новых продуктов, подчеркивает он: «В 2015 г. мы планируем организовать производство 11 новых и модернизированных моделей».

Из-за колебания рубля растет рублевая стоимость инвестпрограммы Ford Sollers, это может привести к тому, что компании потребуется дополнительное финансирование, продолжает Беспалов. Локализация у продукции СП пока невысока, тем не менее за счет появления новинок и эффекта низкой базы компания может в следующем году быть лучше рынка, думает он. «Наша цель на следующий год - укреплять позиции бренда Ford на российском рынке, - говорит представитель Ford Sollers. - В 2015 г. мы предложим нашим клиентам новый Ford Mondeo и Focus, их производство начнется на заводе Ford Sollers во Всеволожске. А также европейский бестселлер Fiesta, производство которого будет налажено на модернизированном заводе Ford Sollers в Набережных Челнах. Впервые за его 50-летнюю историю на российском рынке будет представлен Ford Mustang». Представитель СП подчеркивает, что одно из стратегических направлений бизнеса Ford Sollers - развитие локализации. По его словам, к концу года уровень локализации достигнет 40%. В 2015 г. компания продолжит инвестировать в локальные проекты: строительство завода двигателей (открытие планируется в декабре 2015 г.), повышение уровня локализации продуктов, а также расширение сотрудничества с поставщиками сырья.