«Автодор» требует неустойку с «дочки» «Мостотреста»

Размер претензий – не менее 100 млн руб.
Максим Стулов/ Ведомости

«Автодор» 2 февраля подал в Арбитражный суд Москвы иск к дочерней структуре «Мостотреста» - ООО «Объединенные системы сбора платы» (ОССП, см. врез). Иск зарегистрирован в картотеке арбитражных дел. Более подробных данных в ней нет.

Это будет первый судебный спор «Автодора» с компанией, привлеченной для управления платными дорогами. ОССП - оператор участка трассы М4 «Дон» с 225-го по 633-й км. Компания в конце 2011 г. заключила с «Автодором» первое и пока единственное в России операторское соглашение на управление платной дорогой сроком на 10 лет. Конкурс тогда не состоялся - предложение ОССП оказалось единственным.

«Автодор» хочет взыскать с ОССП неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств по соглашению, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к «Автодору». Суть претензий к ОССП они не уточняют. Размер неустойки - около 300 млн руб., уточняет один из собеседников. Сумма чувствительна для ОССП - она выражается девятизначным числом. Но в процессе разбирательства она может измениться, добавляет другой собеседник «Ведомостей».

В отличие от других проектов платных дорог ОССП должна обслуживать уже построенную и реконструированную дорогу, вложив только в ее обустройство, а не в строительство и реконструкцию трассы. Общая стоимость соглашения - 6,6 млрд руб., столько должна инвестировать ОССП, раскрывал ранее «Автодор». Операторский контракт предполагает, что частник инвестирует в установку пунктов взимания платы, систем управления движением и другие элементы обустройства, а затем собирает плату, а также содержит и ремонтирует дорогу.

Взамен «Автодор» должен ежегодно выплачивать ОССП эксплуатационный платеж, который позволяет покрыть затраты на обустройство и содержание и получить возврат на инвестиции с оговоренной в контракте доходностью. Стартовый размер доходности составлял 13%, снизила ли ее ОССП по итогам конкурса, «Автодор» не раскрывал.

На секции ОССП предусмотрено 313 км платных участков из 408, все собранные деньги ОССП должна передавать «Автодору», на участках под управлением компании установлен минимальный тариф «Автодора» - не выше 1,5 руб./км. В 2014 г. сборы с М4 «Дон», по прогнозу «Автодора», должны составить 3,2 млрд руб. (фактические данные госкомпания еще не раскрывала). Их основной источник - секция под управлением ОССП, на ней работают шесть платных участков из семи, доходы с которых идут в «Автодор». В 2013 г. «Автодор» не добрал 0,56 млрд, или 28%, до запланированной суммы сборов - в том числе из-за того, что два участка М4 «Дон» заработали в платном режиме позже, чем предполагалось, объяснял тогда представитель госкомпании. Недобор из-за позднего ввода в эксплуатацию случился и в 2012 г.

По соглашению оператор не несет ответственности, если интенсивность движения окажется ниже прогнозной, следует из конкурсной документации. Но ответственность оператора может быть предусмотрена за несвоевременную установку пунктов взимания платы, или неправильную работу интеллектуальной системы взимания платы, очереди при оплате за проезд или несоблюдение условий содержания и ремонта трассы, рассуждает советник Dentons Илья Скрипников. Возможно, у «Автодора» и ОССП возникли разночтения при перечислении собранной платы, продолжает он: например, часть платежей задерживалась или перечисленная сумма не соответствует отчетам об интенсивности движения.

Представитель «Автодора» от комментариев отказался, его коллега из «Мостотреста» на запрос не ответил.