Ювелирная сеть Pandora признала Россию одним из ключевых рынков

В IV квартале 2014 г. выручка сети в России могла составить около 19,7 млн евро
Теперь Россия - значимый рынок для датской Pandora/ Kris Connor/ Getty Images North America / AFP

Датская ювелирная группа Pandora, известная браслетами с подвесками, впервые назвала Россию одним из своих ключевых рынков: в IV квартале 2014 г. на нее пришлось 15% европейской выручки (за исключением Германии и Великобритании), следует из отчета компании за прошлый год.

Европейские продажи группы в октябре - декабре составили 981 млн датских крон (131,8 млн евро). Таким образом, в России за этот период они достигли примерно 147 млн крон (19,7 млн евро). Рост составил 34%, отметил представитель Pandora; в основном за счет расширения сети, указывает в отчете компания. Но сопоставимые продажи по-прежнему низкие - на трафик магазинов влияет нестабильная политическая ситуация в стране, а рост сети в России в конце года замедлился, указывает группа.

IV квартал был для Pandora самым сильным за всю историю, в итоге весь год стал очень успешным для группы, приводятся в сообщении компании слова ее гендиректора Аллана Лейтона. Выручка Pandora по итогам 2014 г. составила 11,9 млрд датских крон - на 32,5% больше, чем годом ранее, сказано в отчетности компании. Наибольший рост показали Азиатско-Тихоокеанский регион (рост 53,5%, или 58,1% в местной валюте) и Европа (41,1%, или 38,8% в местных валютах). При этом общий вклад России в годовую выручку группы ее представитель не раскрывает.

В России сеть магазинов бижутерии и ювелирных изделий под брендом Pandora развивает ЗАО «Панклуб», фирма входит в группу Trellas. Trellas - головная компания ГК «Связной», основанной Максимом Ноготковым; она контролирует «Связной банк» и нидерландскую Svyaznoy N.V., управляющую крупной в России сетью салонов связи «Связной» и онлайн-ритейлером Enter.

Ноготков получил пятилетнюю франшизу на развитие Pandora в России в 2010 г. На конец 2014 г. сеть в России состояла из 230 магазинов. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ЗАО «Панклуб» в 2013 г. - 6,2 млрд руб., чистая прибыль - 1,7 млрд руб. (данных за 2014 г. еще нет). В отличие от многих проектов Ноготкова, ювелирная сеть - «очень прибыльный» бизнес. «Pandora зарабатывает достаточно, чтобы приносить группе дивиденды, маржа в этом проекте двузначная», - признавался он «Ведомостям» год назад.

Pandora выросла в цене

533 датские кроны (71,6 евро) стоила вчера акция Pandora на Копенгагенской фондовой бирже, прибавив 16,9%. В течение дня котировки достигали 552 крон (74,2 евро) - максимума за 52 недели, следует из биржевых данных. На стоимость бумаг помимо хороших финансовых результатов повлияло заявление группы об обратном выкупе акций на сумму 3,9 млрд крон (523,9 млн евро), который будет выполнен в этом году

В мае прошлого года 35% акций «Панклуба» приобрел «Сбербанк CIB» и выдал компании кредит «на общекорпоративные цели», в том числе для рефинансирования кредитного портфеля. Общая сумма сделки превысила 13,6 млрд руб.; какая часть пришлась на кредит, стороны не раскрывали. Спустя несколько месяцев у Ноготкова начались проблемы: он просрочил выплаты по кредиту на сумму около $120 млн группе «Онэксим» Михаила Прохорова. В общей задолженности «Связного» более чем 60 млрд руб. на «Панклуб» приходится примерно четверть, говорили ранее «Ведомостям» люди, близкие к «Связному» и кредиторам Ноготкова. В итоге бизнесмен фактически потерял контроль над Trellas (подробнее см. статью на стр. 10).

Ноготков заявил «Ведомостям», что партнеры из Дании «полностью в курсе» ситуации вокруг его активов и о ней он «сообщил им достаточно давно». Договор франшизы продлен до 2017 г., утверждает он, но контракт с Pandora, заключенный в 2010 г., содержит базовое условие: при смене контроля [над «Панклубом»] франшиза может быть отозвана. Представитель датской Pandora отказался обсуждать бизнес ее российского партнера. Представитель «Сбербанк CIB» на запросы «Ведомостей» не ответил.

На рынке ювелирных украшений кризис скажется безусловно: такие покупки эмоциональны, к тому же украшения Pandora довольно дорогие, считает гендиректор Inventive Retail Group Тихон Смыков (развивает испанскую ювелирную сеть Unode50). В нынешних экономических условиях поддерживать рост на рынке с существенным присутствием довольно сложно, добавляет он.