Наказание парковщика: нужны ли в Москве зоны платной парковки

Ограничение доступа индивидуального транспорта в столице – суровая неизбежность

Платная парковка и расширение ее зоны в Москве вновь в центре скандалов. Вчера неизвестный, чью неправильно припаркованную машину пытались эвакуировать из центра столицы, завладел эвакуатором и без политических намерений выехал на Красную площадь, где его заблокировали полицейские и сотрудники ФСО. Генпрокуратура выявила злоупотребления в работе Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) и учреждения «Администратор московского парковочного пространства», которые с ноября 2013 г. штрафуют за неправильную парковку. Прокурорская проверка, по данным «Коммерсанта», установила: сотрудники инспекции вынесли около 600 000 постановлений на сумму 1,8 млрд руб., хотя по закону это должны делать руководитель МАДИ и его замы. Сотрудники штрафовали даже владельцев правильно припаркованных автомобилей. Генпрокуратура указала на незаконность обязательной оплаты эвакуации и отсутствие оборудования штрафных стоянок, из-за чего владельцы эвакуированных машин вынуждены подолгу находиться на улице.

Проверка работающей с ноября 2012 г. системы платной парковки может быть элементом атаки на вице-мэра Максима Ликсутова и его начальника. Есть и вариант, что сказалось недовольство ГИБДД, потерявшей часть «статусной ренты». Прокурорская проверка может стать аргументом противников платных парковок.

Но скверное администрирование сборов и злоупотребления исполнителей не повод для отмены ограничений на парковку в центре. Зона платной парковки расширяется: начавшись в пределах Бульварного кольца, она распространилась сначала до Садового, а с декабря 2014 г. - до Третьего транспортного и кое-где вышла за его границы. Необходимость платить за ранее бесплатную услугу непопулярна у жителей. Граждане непоследовательны. 78% москвичей, по данным «Левада-центра», поддерживают расширение пешеходных зон в центре, но 62% - против расширения зоны платной парковки. Сторонников и противников принудительной эвакуации неправильно припаркованных машин примерно поровну: 42% против 48%. По данным ФОМа, расширение зоны платной парковки одобрили 35% москвичей, против - 29%. Ограничение доступа индивидуального транспорта в Москве - суровая неизбежность, отмечает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. В Москве на каждый из 4 млн автомобилей приходится около 28 кв. м площади дорог, тогда как в Мадриде - 96, в Лондоне - 98, а в Париже - 140 кв. м. Но важно, чтобы необходимость ограничений разъяснялась жителям, а сами они сопровождались адекватным повышением качества и доступности общественного транспорта.