Противоречивые тренды на российском рынке угроз

Следственный комитет пытается догнать ФСБ по контрольным полномочиям в экономике и политике

Силовики зарабатывают, как известно, на продаже государству угроз. Структура спроса государства на угрозы может меняться, как и уровень платежеспособности. Сейчас, например, большей популярностью пользуются внешнеориентированные угрозы (борьба с Западом на Украине), при том что общие бюджеты в кризисе (страшно сказать - силовикам велят сокращать персонал, а некоторым службам угрожают расформированием). В этой ситуации плох тот генерал, который не поменяет линейку товаров.

Председатель Следственного комитета (СКР) Александр Бастрыкин сделал вчера несколько громких заявлений. Часть из них можно расценить как патриотический пиар: он предложил отменить закрепленный Конституцией принцип приоритета международного права над российским, создать международный военный суд для рассмотрения дел о войне на юго-востоке Украины (СКР регулярно возбуждает дела о преступлениях в соседней стране, но рассмотреть их негде). Эти инициативы сложно реализовать, они не сулят СКР новых полномочий или быстрого роста финансирования, зато подтверждают лояльность.

Другое дело - инициативы, связанные с российским финансовым рынком, на котором Бастрыкин видит «простор для спекуляций валютой», а девальвация рубля требует «правовой оценки принятых мер монетарной политики» - ее негативные последствия «дали повод американскому президенту в выступлении перед конгрессом США сказать, что российская экономика «разорвана в клочья». Тут глава СКР предлагает ввести ограничения в торговле валютой, но важнее его готовность расследовать действия «спекулянтов». За два дня до шефа официальный представитель СКР Владимир Маркин в колонке в «Известиях» писал о том, как велики потери бюджета от отсутствия порядка и контроля и как увеличились бы суммы возмещения ущерба, если бы следствие не было ограничено недоработками в законах.

Это уже нормальная политика по увеличению полномочий ведомства, росту его аппаратного веса и контролируемых финансовых потоков. Кстати, за время украинской кампании «продажи» СКР своих угроз снизились: по данным МВД, доля преступлений, расследованных СКР, упала в 2014 г. на 3,4%, тогда как ФСБ - выросла на 19,5%, а таможенники расследовали в 2,2 раза больше дел, чем в 2013 г. ФСБ опережает СКР и в креативности: на днях Николай Патрушев, секретарь Совета безопасности и бывший директор ФСБ, заявил в Ханты-Мансийске, что в 2014 г. в Уральском федеральном округе выявлено более 1000 преступлений на предприятиях ТЭКа. Патрушев призвал правоохранительные органы «спланировать проведение профилактических мероприятий по предотвращению хищений» в ТЭКе - новая угроза требует пристального внимания.