Детскую оперу «Гензель и Гретель» спели в Филармонии

К голосам и оркестру добавили метлу и корзинку для ягод
Александра Кадурина и Елена Токарь оказались лишь немного старше своих героев/ Е. Разумный/ Ведомости

Опера «Гензель и Гретель» поставлена в абонемент «Оперные шедевры», хотя принадлежит композитору второго плана. Вагнерианцев, подобных Энгельберту Хумпердинку, в конце XIX в. было множество, причем в разных странах, но мало кому удалось испечь истинно популярное, репертуарное произведение. О нем редко говорят «гениально», чаще – «прелестно», «мило», «очаровательно». И еще, конечно, – «трогательно». Поди не пролей слез, когда двух детей, заблудившихся в лесу и заснувших на лужайке, спускаются охранять 14 ангелов. Едва ли это детская опера – она для тех, кто обрел с возрастом простительную сентиментальность.

Известным парадоксом оперы на сказочный сюжет можно считать ее тяжеловатый вагнерианский стиль. Оркестровка плотная и роскошная, что сполна показал Госоркестр России под управлением британца Ричарда Фарнеса. Оркестровые эпизоды длинные, они живописуют то лесные картины, то танец Ведьмы, то видение прекрасного замка. И все-таки на первом плане находятся певцы. Голоса двух главных персонажей должны быть крепки, иначе не пробить оркестр – поэтому на сцене в ролях детей часто приходится видеть весьма дородных исполнительниц. У нас было не то: Александра Кадурина (мальчик Гензель) и Елена Токарь (девочка Гретель) обе изящны и стройны, благо питаются одной земляникой – вот и легким голосам их приходилось трудно, и все-таки баланс был найден, пусть и не сразу.

Ксения Вязникова с ее мощным голосом (мама Гертруда) и Штефан Генц – знаменитый певец, мастер в камерном репертуаре, умеющий, однако, фокусированно посылать звук в зал (папа Петер), – перед оркестром не спасовали. В двух маленьких партиях (Дрема и Человек-росинка) мило прозвучала Лилиана Петрусенко. А героем вечера стал Маттиас Вольбрехт (приехавший заменить объявленного было Маркуса Брутчера), исполнивший партию Ведьмы. В оригинале партия написана для меццо-сопрано, но раз Кухарку в опере Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» поет бас, почему Ведьму в опере Хумпердинка не может петь тенор? Маттиас Вольбрехт не первый, кто это проделывает, поэтому его можно считать представителем альтернативной традиции. Артист не просто исполнил партию наизусть, но и устроил на сцене Концертного зала Чайковского полноценный комический спектакль с ужимками, прыжками и полетами на метле.

Тем благостнее подействовал на ухохотавшуюся публику заключительный хор, когда маленькие артисты Большого театра вышли в образах детей, заколдованных Ведьмой в пряники. Во всех трех операх, исполненных в абонементе «Оперные шедевры», кто-то остался наказан: Анне Болейн отрубили голову, Альцину лишили волшебного могущества, Ведьму посадили в печь.