Turkcell не вынесет двоих акционеров

Зачем LetterOne посулила группе Cukurova немыслимую сумму за контроль над сотовым оператором

Бывшая «Альфа-групп», а ныне LetterOne сделала щедрое предложение своему партнеру в турецком сотовом операторе Turkcell – группе Cukurova Мехмета Карамехмета: посулила почти $2,8 млрд в обмен на контроль над оператором. До этого «Альфа» несколько лет пыталась получить контрольный пакет Turkcell через суд – доказывала, что Cukurova не исполнила обязательства по кредиту, обеспеченному акциями оператора. Но судья оказался дотошным: он разглядел, что «Альфа» давала кредит как раз в расчете на его невозврат и возможность взыскать залог, поэтому дал Cukurova последний шанс рассчитаться с кредитором деньгами. Что та и сделала.

И вот теперь новое предложение от «Альфы». Цена, предложенная ею, на 89% выше рыночной (на момент оферты). А может, и больше, чем на 89%, поскольку выкупить она предлагает долю не в самой Turkcell и даже не в ее акционере, а в акционере акционера. В таких случаях обычно положена скидка.

Премия может, правда, объясняться тем, что капитализация Turkcell на момент оферты была минимальной за последние 2,5 года. С января 2015 г., когда котировки Turkcell были на одном из максимальных за последние 12 месяцев уровней, компания подешевела на 26%. Кроме того, де-факто речь идет о возможности контролировать Turkcell, а это тоже заслуживает премии.

Но все это скорее всего не важно, потому что контролировать Turkcell турецкое правительство «Альфе» все равно не даст, сколько она ни переименовывайся в англоязычные названия, – об этом турецкие чиновники уже много раз предупреждали. Поэтому, зная прагматичность (мягко говоря) «Альфы», остается предположить одно: она рассчитывает воспользоваться механизмом «русской рулетки», как это и прописано в ее соглашении с Cukurova. Если Cukurova не продаст свой пакет, то будет обязана сама выкупить долю «Альфы» по той же оценке. Для этого Cukurova, у которой далеко не блестящее финансовое положение, придется изыскать $2,69 млрд.

И вот тут непонятно, почему так много: Cukurova и так контролирует Turkcell, платить «Альфе» премию нет никаких оснований.

Подозреваю, что Cukurova вообще не хотела бы больше связываться с «Альфой» никогда в жизни после всего, что между ними произошло. Но выкрутиться ей не так-то просто. Откажешься продавать долю в Turkcell – надо искать деньги на выкуп доли «Альфы», а денег-то нет (Cukurova и так уже влезла в долг перед турецким госбанком Ziraat, чтобы вернуть «Альфе» тот самый кредит – $1,6 млрд). Можно, правда, согласиться на продажу – регуляторы сделку с «Альфой» все равно почти наверняка не одобрят. Но тогда «Альфа» так и останется назойливым миноритарием, из-за действий которого Turkcell вот уже не первый год не может заплатить дивиденды. Еще можно не делать ни того ни другого, а попытаться доказать, что «Альфа» вообще не вправе запускать механизм «русской рулетки», так как между двумя акционерами нет неразрешимых противоречий.

Скорее всего никакой сделки в итоге не будет. Хотя было бы любопытно увидеть, как Cukurova продает свою долю и получает от «Альфы» обещанные $2,8 млрд. Может быть, впервые в истории «Альфа» купит что-нибудь с премией.