Во второй половине года состояние рекламного рынка в России улучшится

Это неофициальный прогноз Vi, крупнейшего продавца рекламы в стране
В III–IV кварталах российские телеканалы могут потерять 15–17% рекламных доходов/ М. Стулов/ Ведомости

В целом по 2015 г. рынок ТВ-рекламы в России сократится на 18–20%, сообщила на телеконференции для инвесторов гендиректор CTC Media Юлиана Слащева. Это значит, что во второй половине года состояние рекламного рынка скорее всего улучшится, уточнила она, падение в III–IV кварталах может составить максимум 15–17%, добавила она. Это не собственный прогноз CTC Media, а оценки «третьих компаний», в том числе селлера Vi, уточнила Слащева.

Это первый публичный прогноз по рынку рекламы в России до конца года. До сих пор селлеры и холдинги воздерживались от оценок по году, ссылаясь на то, что ситуация слишком быстро меняется.

Прогноз по рынку ТВ-рекламы важен не только для агентств, рекламодателей и самих телеканалов, но и для их партнеров. Из-за отсутствия прогноза несколько крупных телекомпаний работали без годового бюджета вплоть до конца марта, рассказывали «Ведомостям» их сотрудники. До сих пор каналы с крайней осторожностью подписывают новые контракты с производителями телеконтента, говорили «Ведомостям» сотрудники телекомпаний и продюсеры: каналы не знают, каким объемом свободных средств для закупок будут располагать до конца года.

Единственное растущее медиа

Слабые финансовые результаты в I квартале показали и российские интернет-компании. Темпы роста выручки «Яндекса» и Mail.ru Group снизились втрое (+13% до 12,3 млрд руб. и +7,3% до 9,43 млрд руб. соответственно). Контекстные объявления в сети сейчас единственный растущий сегмент рекламного рынка в России.

В апреле на встрече с рекламными агентствами гендиректор Vi Сергей Васильев сообщил, что, по оценке селлера, в I квартале весь рынок рекламы упал на 20%, рынок ТВ-рекламы – на 22%, рассказывали «Ведомостям» участники встречи. Во II квартале, по прогнозу Vi, падение будет таким же. Представитель Vi говорил лишь, что официального прогноза компании на этот год не существует. Вчера он не стал комментировать и цифры, озвученные Слащевой. Сотрудник крупной медиакомпании сообщил «Ведомостям», что знает о прогнозе Vi о снижении рынка телерекламы в 2015 г. на 20%. Во второй половине года селлер ждет улучшения ситуации на рынке, подтвердил собеседник «Ведомостей».

Гендиректор рекламной группы OMD MD PHD Group Андрей Брайович согласен, что сокращение рекламных бюджетов во второй половине года будет меньшим, чем в I–II кварталах. В начале года многие компании боялись, что ситуация в России будет только ухудшаться, объясняет он, но после первых пяти месяцев года стало понятно, что «падение остановилось». Рубль укрепляется и резкого сокращения зарплат бюджетников не произошло, указывает Брайович, все это положительно действует на покупательную способность населения, а значит, на рекламный рынок. Конкретную оценку по I кварталу и в целом по году Брайович назвать отказался.

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), рынок рекламы ушел в минус в конце прошлого года: в IV квартале 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. рекламные доходы телеканалов снизились на 2%, а в целом по году выросли на те же 2% до 160 млрд руб. Традиционно рекламный рынок ориентируется именно на оценку АКАР. Свои данные за I квартал ассоциация опубликует сегодня.

Из телекомпаний финансовые результаты за I квартал опубликовала та же CTC Media. Подавляющую часть доходов холдингу приносит телереклама, за первые три месяца этого года по сравнению с тем же периодом 2014 г. его выручка упала сразу на 26% до 4,9 млрд руб. Слащева объяснила это не только падением рынка рекламы, но и снижением аудитории основного канала холдинга СТС, а также тем, что компания лишилась доходов от продажи прав на контент на Украину.