Авторынок откатился на 10 лет назад

У россиян денег на новый автомобиль нет/ Е. Разумный/ Ведомости

Продажи новых автомобилей в России сократились за апрель на 41,5% год к году до 132 456 шт., сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). За январь – апрель продажи едва превысили 0,5 млн шт., упав на 37,7%.

Лидерство по количеству проданных автомобилей среди иномарок у Hyundai перехватила Kia (13 902; -22% по сравнению с апрелем 2014 г.). Но она не сильно обогнала конкурента: Hyundai продала 13 701 автомобиль (-14%). Тройку замыкает Renault (10 268; -41%). У остальных иномарок из топ-10 продажи упали на 40–65%.

Mercedes-Benz выбыл из десятки самых продаваемых марок (4022; -9%). Среди премиальных марок вторым по популярности стал Lexus (2200; +5%), но это произошло за счет более существенного падения Audi (2116; -42%) и BMW (1925; -39%).

Апрель не стал переломным месяцем для авторынка, хотя бренды снижали цены на автомобили, а стоимость владения «возрастными» машинами, напротив, росла, заставляя автовладельцев задумываться об их смене, говорит директор дилерского центра «Jaguar Land Rover Ясенево» «Рольфа» Татьяна Форнасова.

«Рынок в 132 456 проданных автомобилей достиг в апреле самой низкой точки за 10-летнюю историю статистики АЕБ», – приводятся в сообщении слова председателя комитета Йорга Шрайбера. Такими слабыми продажи были только в апреле 2009 г., но и тогда они были выше – 136 308 автомобилей, продолжает он (подробнее см. график).

Падение авторынка в основном связано с высоким спросом в конце прошлого года: те, кто планировал покупку автомобиля в первом полугодии 2015 г., вынужденно совершили ее раньше; после этого наступил ожидаемый спад, говорит директор по продажам дилерского центра Ford «Авилона» Михаил Кузьмин.

Схожесть с кризисным 2009 годом демонстрирует серьезность текущей ситуации, сетует Шрайбер, но оговаривается: «В этот раз правительство среагировало гораздо раньше, предложив ряд мер, чтобы избежать еще большего падения рынка». Поэтому в АЕБ не ждут, что ситуация на рынке ухудшится – скорее, в ближайшие месяцы падение будет замедляться.

В мае рынок ждет еще и сезонный спад продаж, ожидает Форнасова. Чтобы не допустить этого, нужны новые стимулы для покупательской активности, например расширение программы льготного автокредитования на автомобили ценой до 1,5 млн руб., рассуждает она. Программы господдержки по кредитованию и обновлению автопарка – основные источники роста на рынке, но важно учитывать количество участвующих в таких программах моделей: для эффективности параметры программ необходимо расширить, соглашается Кузьмин.

Программа льготного автокредитования, стартовавшая в апреле, позволяет купить с помощью государства автомобиль стоимостью до 1 млн: из бюджета банкам будет компенсировано 2/3 ключевой ставки, ставка кредита не должна превышать ключевую ставку ЦБ на 10 п. п., т. е. сейчас это не более 22,5%.

На 3 мая по программе было продано 19 125 автомобилей, сообщала ранее пресс-служба Минпромторга. В банки поступило более 105 000 заявок, а одобрено из них было 57 319 шт., говорилось в сообщении. Платежеспособность населения снижается, а уровень его закредитованности растет, поэтому банки могут осторожно подходить к одобрениям новых займов, говорит директор по развитию автокредитования Локо-банка Андрей Ермаков.