ФАС хочет проверить заказы на платные дороги

Прежние претензии службы на судьбе строек «Автодора» никак не сказывались
Внимание ФАС привлекли конкурсы на право строить и обслуживать ЦКАД/ А. Гордеев/ Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена проверить все конкурсы госкомпании «Автодор» за последние три года, заявил замруководителя ФАС, курирующий борьбу с картелями, Александр Кинев (цитата по «РИА Новости»): «Мы подозреваем эту компанию в участии в антиконкурентном соглашении». Что именно могло быть предметом такого соглашения, Кинев не говорит.

Внимание ФАС привлекли конкурсы на право строить и обслуживать ЦКАД, поделился он. В прошлом году «Автодор» разыграл два участка: секцию I за 48,9 млрд руб. получил «Стройгазконсалтинг», секцию V за 42,2 млрд руб. – АРКС.

Оба конкурса уже были предметом антимонопольного разбирательства. АРКС пыталась обжаловать конкурс, который выиграл «Стройгазконсалтинг», а тот – конкурс, который выиграла АРКС.

АРКС указывала, что «Автодор» недоучел техническую составляющую предложений и отдал предпочтение цене. «Стройгазконсалтинг», который в обоих случаях предложил более низкую цену, тоже жаловался на оценку технической составляющей – компания сочла свой балл необъективно заниженным.

ФАС отнеслась к этим жалобам по-разному, но итог для «Автодора» был одинаковым: на судьбе проектов эти претензии не отразились.

Вновь появившиеся у ФАС подозрения Кинев объяснил «Ведомостям» так: «На мой взгляд, конкурсы должны выигрывать в том числе те компании, которые подают наименьшую цену. А когда компания, подавшая наибольшую цену, выигрывает конкурс, это всегда вызывает интерес».

В упомянутых конкурсах действительно побеждало не самое дешевое предложение, но и не самое дорогое, а на инвестиционных конкурсах «Автодора» ценовой критерий не единственный, напоминает представитель госкомпании: критерии оценки публиковались для ознакомления, все могли получить разъяснения. Цена и не должна быть главным критерием, поддерживает сотрудник одной из компаний, участвовавших в конкурсах «Автодора»: самая дешевая дорога – не обязательно самая качественная, к тому же она может оказаться дороже в эксплуатации, потому что будет менее долговечной.

Антимонопольная служба интересуется не только ЦКАД. Срок исковой давности по антимонопольным делам – три года. ФАС будут интересовать все конкурсы за этот период, где организатором выступал «Автодор», все процедуры, в ходе которых каким-либо образом могла быть ограничена конкуренция, обещает Кинев. ФАС интересует госкомпания как заказчик крупнейших дорожных строек, объяснил он «РИА Новости». Не считая упомянутых двух секций ЦКАД, с 2012 г. «Автодор» разыграл еще пять крупных инвестконтрактов.

«У нас есть и обращения компаний, и результаты рассмотрения нашими коллегами тех или иных процедур с точки зрения соответствия закону 223-ФЗ [о закупках госкомпаний]», – рассказывает Кинев.

«И самое важное, – продолжает Кинев, – есть поручение президента и правительства об усилении контроля за компаниями, осуществляющими деятельность в области строительства, в том числе дорожного».

Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего «Автодор», от комментариев отказалась – только сообщила, что речь все же идет о полномочиях ФАС.

Участники строительных конкурсов «Автодора» не комментируют, согласны ли они с претензиями ФАС к госкомпании: представители «Мостотреста», «Крокуса» и «Автобана» на запрос не ответили, а их коллеги из «Стройгазконсалтинга», АРКС и «ВТБ капитала» от комментариев отказались.

Сам «Автодор» заявляет, что к проверкам готов: конкурсные процедуры предельно прозрачные и проходили в полном соответствии с законодательством и максимально открыто – в присутствии участников рынка, экспертов и журналистов, говорит представитель госкомпании.

Если ФАС найдет нарушения при проведении конкурсов, она сможет выдать предписание об их отмене, а если контракт уже заключен – сначала признать результаты конкурса недействительными, а затем подать отдельный иск о признании недействительной самой сделки, говорит партнер King & Spalding Илья Рачков. Но вряд ли дойдет до этого, рассуждает он: в случае расторжения инвесторы могут потребовать компенсации расходов.

Претензии ФАС – скорее риск не для уже заключенных сделок, а для проектов, судьба которых решается сейчас, в первую очередь очередных участков ЦКАД, считает сотрудник одной из компаний, задействованных в обсуждении. На секции I ЦКАД «Автодор» намерен заменить не справившийся со своими обязательствами «Стройгазконсалтинг»: по закону контракт должен перейти к занявшей 2-е место на том конкурсе АРКС, но основной претендент – не допущенный к этому тендеру «Крокус». А по секциям III и IV после изменения финансовой модели предстоит внести существенные правки в конкурсную документацию, знает человек, участвующий в их обсуждении: «А это также серьезный антимонопольный риск».