Рост внутреннего туризма заставляет регионы благоустраивать парки по примеру Москвы

Парки и скверы российских городов активно перенимают столичные концепции общепита
Зимой у посетителей парков возрастает спрос на горячее питание/ Парк Горького

«Культурная программа современного мегаполиса все больше концентрируется вокруг парков, улиц, площадей, набережных», – говорит Сергей Георгиевский, руководитель агентства стратегического развития «Центр». В Москве обновление общественных пространств началось именно с парков, которые, по словам Георгиевского, «долгое время функционировали как исключительно бюджетные учреждения, постепенно умирали как рекреационные зоны и лишь формально выполняли культурно-досуговую функцию».

Сейчас парки становятся культурными центрами, где можно самостоятельно выбрать программу: послушать симфонический концерт под открытым небом, поиграть с детьми в детской игровой зоне, провести время на катке или в кафе на веранде. Только газона и деревьев уже недостаточно, считают участники рынка недвижимости. «Парк в отличие от музея или консерватории – пространство более демократичное. К составлению программы парка нужно подходить с учетом множества интересов, у каждого направления должен быть куратор, чтобы не снижать качество», – рассуждает Георгиевский.

Парк Горького в 2011 г. стал флагманским проектом реконцепции общественных пространств. В 2013 г. была утверждена программа «Москва – город, удобный для жизни». Виктория Камлюк, директор направления «стрит-ритейл» компании Knight Frank, уточняет, что суть модернизации парковых пространств, конечно, не в том, чтобы повсеместно создавать объекты коммерческой инфраструктуры – магазинчики, кафе, стойки буккроссинга или фитнес-студии, а в том, чтобы обеспечить горожанам качественный отдых. Для этого объекты и нужны. Самые востребованные из них отведены под стрит-ритейл и объекты общепита.

«Людей стараются вытащить из дома, стимулировать проводить время в городских парках – и в том числе тратить там деньги. Общепит – один из наиболее успешных форматов», – говорит Светлана Ярова, начальник отдела стрит-ритейла JLL. 90% арендаторов в парках, по мнению Натальи Блохиной, заместителя директора департамента коммерческой недвижимости Kalinka Group, – это предприятия фастфуда: «Они не занимают много места, иногда вокруг нет даже столов, что позволяет арендаторам экономить, ограничиваясь арендой павильона». Первопроходцами в парках Блохина называет сети «Теремок», «Крошка картошка», Wokker, Glow Subs. В числе лидеров по количеству заведений – центральные и наиболее благоустроенные московские «Музеон», сад «Эрмитаж», парк Горького, ВДНХ.

История и еда

По словам Анны Никандровой, регионального директора департамента торговой недвижимости «Colliers International Россия», безусловным лидером с точки зрения разнообразия представленных концепций общественного питания и их количества является ЦПКиО им. Горького. Его посещает 40 000 человек в будни и 250 000 в выходные и праздничные дни. На территории парка работает около 30 точек общепита (не считая передвижных лотков с кукурузой, сладкой ватой и мороженым) 20 различных концепций в нескольких форматах: от киосков с фастфудом до небольших ресторанов. Акцент сделан на здоровой еде.

Средний чек в заведениях малого формата (лотки и киоски) – около 300–400 руб., в кафе – 500–700 руб., в ресторанах – 1500–3000 руб. В парке Горького представлены грузинский street food AC/DC, сетевые проекты Glow Subs, Wokker, «Хлеб насущный». Работают кафе и рестораны под управлением крупных холдингов: «Пряности и радости», «Оливковый пляж» от Ginza Project и Mercato от TableTalk. Ежегодно происходит незначительная ротация арендаторов.

В «Сокольниках» действует около 20 точек, в основном в формате стационарного кафе. Среди сетевых проектов – Wokker, «Баскин Роббинс» и «Пян Се», траттория «Меркато» и кафе «Пион».

На территории ВДНХ в основном кормят культурно отдыхающих небольшие несетевые предприятия фастфуда. На главной аллее работает крытый фудкорт «Фестиваль еды», есть открытая площадка, где наиболее узнаваемые заведения «Теремок», «Пян Се» и «Те самые пончики». Есть несколько кафе, в сентябре 2015 г. недалеко от главного входа возобновил работу «Макдоналдс».

В саду «Эрмитаж» больше креатива: там представлены рестораны уличной еды по типу фудфургонов «Дары природы». «В ярких, креативных ресторанных проектах с хорошим качеством и приемлемой ценой заинтересованы абсолютно все. Для некоторых ресторанов развитие и начиналось с точечного присутствия в парках, хотя таких примеров не так много», – говорит Илья Фокин, директор департамента брокериджа NAI Becar. По данным JLL, «Руспыш», которая готовит и продает «те самые пончики» на ВДНХ, сейчас заинтересована в расширении сети и аренде площадок вне парка.

«Каждый парк отрабатывает свою «историю»: молодежную, семейную, ностальгическую, соответственно подбираются арендаторы», – говорит Ярова. Большая их часть работает круглый год. Зимой посетители тоже есть, популярностью у горожан пользуются ледовые катки. И возрастает спрос на горячее питание в закрытых и отапливаемых павильонах.

Архитектура и условия аренды

Интерьеры и архитектура парковых заведений радуют разнообразием: ретро-автоматы, велолотки в разных стилях, вагончики на колесах и без, контейнеры, киоски, кафе-рестораны, террасы, шатры с прилавками для еды, перечисляет Фокин. Парку в среднем надо 10–15 точек с разнообразными концепциями, считает он. По мнению Павла Хегая, архитектора, партнера IND Architects, точек питания должно быть ровно столько, чтобы не превращать место отдыха в «обжорный ряд»: «Необходимо учитывать удаленность точек питания от различных частей парка и анализировать пешеходные потоки и их специфику. У детской площадки разместить кафе-мороженое или павильон с соками и лимонадами, на маршруте велосипедиста или бегуна поставить автоматы с водой и полезными снэками».

Условия аренды для предприятий общественного питания на территории парков, по данным Colliers International, не отличаются от среднерыночных. Но могут корректироваться в зависимости от места, сезона и того, как и чем кормят. Как правило, ресторанам администрации парков предлагают фиксированную ставку аренды сроком от года до трех лет плюс процент с продаж, уточняет Фокин, и разброс цен велик. Ставки варьируются от 45 000 до 400 000 руб. в месяц, а процент с продаж – от 5 до 20%.

В Kalinka Group говорят, что ставки аренды в популярных парках в среднем превышают ставки в других местах в 2–3 раза, а условия аренды обсуждению практически не подлежат. «Для крупной сети ресторанов быстрого питания аренда в топовом парке обходится в 220 000–260 000 руб. за 1 кв. м в год, место с хорошим трафиком возле метро или у железнодорожного вокзала – 100 000–160 000 руб. за 1 кв. м в год», – сравнивает Блохина.

«Принцип работы с операторами в каждом парке свой. Учреждения сами выставляют предложения на открытые торги в соответствии с постановлением правительства Москвы № 26-ПП, – объясняет Марина Люльчук, директор «Мосгорпарка». – Все чаще парки предлагают бизнесу долгосрочные договоры (3–5 лет). Департамент культуры города Москвы и «Мосгорпарк» оказывают содействие в подготовке аукционной документации».

С оглядкой на столицу

Регионы занялись благоустройством собственных зеленых территорий. «Екатеринбург, Казань, Ульяновск, Уфа, Пермь, Санкт-Петербург – руководство этих городов все чаще путешествует с целью обмена опытом, за консультацией приезжают не только в Москву, но и в крупнейшие города мира. По недавно опубликованной Ростуризмом статистике, в отдельных регионах страны рост внутреннего туризма за последний год – 30–40%. А культурно-досуговая инфраструктура в постсоветских городах сильно устарела либо очень перегружена – не может удерживать внимание новоприбывших туристов», – объясняет такую активность Георгиевский. Именно сейчас большая часть ярких проектов реновации общественных пространств будет появляться в регионах, их потенциал в плане формирования комфортной среды для горожан выше, чем у Москвы, уверен он. Инструментами привлечения всемирно известных кураторов или инвесторов для подобных проектов станут механизмы конкурсной практики и ГЧП.

В сентябре в Казани подводили итоги открытого международного конкурса по развитию 10-километровой необустроенной территории системы озер Кабан. Из 10 международных архитектурных команд из России, Франции, Италии, Испании, Нидерландов, Великобритании и Китая победу одержал российско-китайский консорциум Turenscape + МАП architects, который получил приз – 1 млн руб. – и контракт на разработку дизайн-проекта набережных в центре Казани.

Выгодное объединение

«Сегодня не выживают нишевые, полулюксовые, несетевые форматы, рассчитанные на средний, чуть выше среднего классы, – считает Дарья Женихова, директор компании «Культура потребления». – Освободившиеся площади, находящиеся хотя и в самых интересных местах, пустуют, что свидетельствует об общем спаде покупательской активности. Вместе с тем ряд франшизных, малых бизнес-проектов расширяется. Например, бренд-первопроходец по знакомству москвичей c качественным кофе «Даблби» открывает все больше точек в пешеходном центре, зачастую просто корнеры внутри других магазинов или ресторанов. Такое объединение выгодно».

«Мы стараемся не изобретать велосипед, а делать что-то новое с теми, кто уже имеет успешный опыт. И планируем продолжать конкурсную практику – парков, скверов и набережных в нашем городе хватит еще лет на 7–10», – сказал, подводя итоги конкурса, мэр Казани Ильсур Метшин. В Татарстане 140 парков (из них 30 расположены в столице республики). В соответствии с республиканской программой «Год парков и скверов» подходят к завершению работы по их благоустройству. Идеологию общественных пространств в этом регионе формирует Наталия Фишман, помощник президента Татарстана. Инвестиции бизнеса в проекты благоустройства общественных пространств в некоторых случаях превышают бюджетные в 10 раз. «Компания «Унистрой» сделала полностью парк «Континент», потратив более 88 млн руб. «Ак барс» много денег вкладывает в развитие общественных территорий, и не только в Казани, но и в целом в республике. Частные инвесторы в Татарстане традиционно активно участвуют в этом процессе», – приводит примеры Фишман.

Но в том, что касается разнообразия и качества общепита в парках, другие города сильно отстают от Москвы, в лучшем случае он представлен лишь несколькими концепциями, сетует Никандрова: «В крупнейшем в Санкт-Петербурге Приморском парке Победы на Крестовском острове всего четыре концептуальных кафе. В других крупных региональных центрах заведения в парках нельзя отнести к качественным проектам».

Столичные же предприниматели, управляющие точками общественного питания в парках Москвы, пока не спешат осваивать общественные территории в региональных городах. «Выход в другие регионы сдерживается в том числе и текущей ситуацией на рынке. Все еще главной площадкой для пилотных проектов общепита остаются столичные парки с высокой посещаемостью и аудиторией, открытой для экспериментов», – уверена Никандрова. Но таким толчком к появлению новых резидентов – игроков общепита в регионах может послужить городская или республиканская программа, как та, что помогла Казани. «При поддержке властей через пару лет некоторые из гастроэнтузиастов научатся эффективно вести торговлю», – считает и Дарья Женихова, директор компании «Культура потребления», владелец бренда Urban Art Market. Команда Stay Hungry провела этим летом в Калининграде конференцию и фестиваль уличной еды Street Food Weekend, где участвовали как местные, так и московские команды, приводит она пример.

«Правительство Татарстана всерьез задумалось о создании новых общественных пространств и развитии парков. Были приглашены специалисты из Москвы, которые ранее занимались развитием концепции парка Горького. Вполне вероятно, что интерес московских ритейлеров к этому городу увеличится», – подчеркивает Елена Ключарова, консультант отдела исследований рынка CBRE. Вместе с тем эксперты отмечают, что в условиях кризиса многие представители малого бизнеса спешно закрывают торговые точки. Эксперт CBRE прогнозирует, что пик массового освоения регионов придется на 2017–2018 гг.

С Ключаровой согласен и Василь Бадреев, организатор фестивалей в казанских парках: «Здесь у нас парки только начинают наполняться резидентами. Это радует, но их пока единицы. Среди первых точек городской еды, например, фудтраки с едой, машины с кофе, выездные лотки с татарским фастфудом. Но сейчас их так мало, что одни и те же компании перемещаются между парками, где они наиболее востребованы. Необходимость в достойной организации питания в парках существует, и, думаю, что так или иначе мобильный фудкорт или небольшое кафе актуальны в каждом парке, не только на центральных и больших площадках. Хорошим тест-драйвом был прошедший в сентябре этого года фестиваль «Дни парков и скверов», который инициировала Фишман. Я был его продюсером и изнутри видел проблематику с общепитом в парках. Проще говоря, нам не хватало достойных (я не говорю сейчас про попкорн и сладкую вату) участников с едой, чтобы равномерно распределить их по всем паркам. Но я убежден, что это временное явление».

Праздник каждый день

Что в Москве, что в Казани в парках проводятся фестивали. По мнению Ключаровой, за последние 3–4 года уличных мероприятий стало больше в несколько раз. Больше всего посетителей собирают фестивали, связанные с едой («Ода! Еда!», Stay Hungry и т. д), где можно дегустировать различные блюда или учиться правильно их готовить. Завоевывает популярность и формат дизайнерских «барахолок», где можно продать или купить авторскую одежду и аксессуары. Этим летом впервые на открытом воздухе прошла ярмарка Sunday up market в саду им. Баумана, а «Фестиваль еды» проводился в том числе и в небольших «Дружбе» и «Усадьбе Воронцово». Как правило, аренда в день фестиваля стоит от 25 000 до 350 000 руб. за место в зависимости от типа арендатора и популярности мероприятия. «Участвуют в подобных фестивалях не ради заработка, а для маркетингового продвижения тех или иных товаров и услуг», – уточняет Камлюк из Knight Frank. А Никандрова уже предвкушает ежегодные масленичные гуляния, рождественские ярмарки и ярмарки выходного дня.

В августе в казанском ЦПКиО им. Горького прошел первый Open Food Market. «Это было отличное мероприятие, будем делать его регулярно», – доволен Бадреев. Однако организаторы обнаружили, что даже популярные и любимые многими кафе не всегда готовы работать в парках постоянно, а не только на фестивале. «Нужен дополнительный персонал, оборудование, навыки работы в таком формате и т. п. Но есть спрос, а он и рождает предложение», – подчеркивает Бадреев