ФАС и юридический рынок


На рынке юридических услуг действуют те же законы, что и на других, и конкуренция не менее жесткая. Потребители активно «голосуют ногами». Многочисленные игроки либо снижают цены, либо стараются произвести продукт, который будет востребован, несмотря на цену.

По сути, рынок – консультации по антимонопольным вопросам и представление интересов в ФАС и судах – начал формироваться с 2006 г., когда был принят новый закон о защите конкуренции и введены оборотные штрафы. До этого большинство компаний не считали антимонопольные нарушения существенным риском.

Юрфирмы стали создавать антимонопольные практики. Первыми откликнулись российские фирмы, позднее подтянулись иностранные. Наиболее успешные практики по прибыльности стали догонять практики M&A и судебных споров. Если в 2006 г. антимонопольная практика была хоть как-то обозначена в пяти фирмах, то сегодня речь идет уже о двух десятках.

В период становления рынка антимонопольных практик, когда спрос был очень высоким, значительной была и стоимость услуг. Процессы налаживались, а эксперты учились буквально на ходу. «Охота за головами» – антимонопольными юристами и сотрудниками ФАС со стажем – была интенсивной до 2013–2014 гг.

Анна Нумерова

Имеет значительный опыт консультирования по широкому спектру вопросов антимонопольного права, в том числе в части сопровождения сделок по приобретению и передаче активов в России и за рубежом крупными российскими и иностранными компаниями. Представляет интересы клиентов в ФАС и в арбитражных судах. Входит в состав правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства и экспертного совета ФАС по рекламе. Входит в профильные комитеты International Bar Association и American Bar Association.

В конце 2013 – начале 2014 г. рынок вступил в период зрелости, при котором неизбежно снижение прибыльности. Экономическая ситуация начала влиять на покупательную способность и требования клиентов. Многие компании стали самостоятельно решать проблемы, обращаясь к внешним консультантам в исключительно сложных делах. Совершенствуется и практика регулятора, который проводит работу над ошибками: не возбудит дело, не выявив все признаки нарушения, не вынесет решение, не собрав убедительные доказательства.

Дополнительные полномочия ФАС в сфере тарифов запускают новый виток развития этого сектора юридического рынка. Экспертам предоставляются большие возможности для развития: в основе тарифов еще больше экономики, чем в антимонопольном законодательстве. Формирование успешных кейсов и подготовка методических рекомендаций стимулируют спрос на внешних юристов и экономистов.

На юридическом рынке человеческий ресурс является определяющим. Компания, сотрудники которой заинтересованы в производстве продукта, востребованного на рынке, через разделение прибыли (посредством бонусов, например) и мотивацию (посредством разделения ценностей компании) становится сильным игроком.

Рынок юридических услуг (кроме адвокатских образований) – в сфере контроля ФАС. Но конкуренция не давала ФАС поводов реализовать контрольно-надзорные функции, хотя несколько кейсов о недобросовестной конкуренции вполне могли бы иметь место, что не противоречило бы зарубежной практике.

Специфика юридического рынка и невмешательство ФАС позволили развиваться рынку антимонопольных услуг в соответствии с рыночными законами, чему немало способствовал сам регулятор. И на определенном этапе рынок мог бы быть примером «совершенной конкуренции».

Автор - председатель генерального совета НП «Содействие развитию конкуренции», советник «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»