Mail.ru Group мобилизовала рекламу

Mail.ru Group за год удалось удвоить темпы роста рекламной выручки благодаря интеграции бизнеса «В контакте» и развитию мобильной рекламы/ Е. Разумный/ Ведомости

С точки зрения продаж рекламы годовые показатели Mail.ru Group выглядят лучше рынка, говорит аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. Менеджмент компании объяснил это в том числе переходом рекламодателей из традиционных медиа в интернет и ростом спроса со стороны иностранных рекламодателей. Кроме того, мобильная реклама быстро растет, а у группы, по словам ее менеджеров, доля такой рекламы больше, чем в среднем по рынку: у одной лишь «В контакте» доля заходов пользователей с мобильных устройств составляет уже 70%. Но настораживает медленное развитие бизнеса Mail.ru Group в области игр, продолжает Венгранович. Компания сделала ставку фактически на одну игру – Armored Warfare, и весь этот год планирует высокие затраты на ее продвижение за рубежом. Это рискованная стратегия, учитывая сильные позиции игры World of Tanks от Wargaming. Большие расходы на маркетинг игры будут давить на рентабельность группы, а ожидать быстрой отдачи от этих вложений вряд ли получится, резюмирует аналитик.

Выручка Mail.ru Group в 2015 г. выросла на 10% по сравнению с 2014 г. до 39,3 млрд руб., говорится в сообщении группы, опубликованном на сайте Лондонской фондовой биржи (LSE). Эти данные учитывают показатели портала Mail.ru, социальных сетей «Одноклассники», «Мой мир», «В контакте» (группа консолидирует ее показатели с начала 2014 г.), а также сервиса HeadHunter. Без учета HeadHunter, проданного группой фонду «Эльбрус капитал» (см. врез), рост выручки составил бы 11% (до 36,3 млрд руб.). EBITDA группы (без учета HeadHunter) выросла на 7,6% до 18,1 млрд руб., рентабельность по EBITDA составила 49,9%.

По словам гендиректора Mail.ru Group Дмитрия Гришина, экономическая ситуация в России в 2015 г. оставалась непростой. Тем не менее группа, говорит он, улучшила показатели во всех сегментах и начала увеличивать выручку от международного бизнеса.

Выручка Mail.ru Group от рекламы выросла в прошлом году на 19,4% до 14,6 млрд руб. В 2014 г. рост в этом сегменте был значительно меньше – 8,4%. У «Яндекса», недавно отчитавшегося за прошлый год, выручка за тот же период выросла на 18% («Яндекс» почти всю выручку зарабатывает на рекламе, преимущественно на контекстной).

HeadHunter на продажу

10 млрд руб. за столько Mail.ru Group продала сервис для размещения вакансий и резюме HeadHunter инвесторам во главе с фондом «Эльбрус капитал». Группа уже получила за этот актив 5,5 млрд руб., еще 4,5 млрд руб. будут заплачены до 30 апреля 2016 г. Близкий к участникам сделки человек говорит, что полученные средства группа направит на выплату Газпромбанку оставшейся части кредита, который она взяла в 2014 г. на покупку 48% «В контакте» у фонда UCP. Тогда группа заняла 22,2 млрд руб. На 31 декабря 2015 г. долг группы составлял 6,9 млрд руб. Таким образом, сделка по продаже HeadHunter позволит Mail.ru Group полностью выплатить банковский кредит

По словам Гришина, хотя ситуация в экономике пока не меняется, во втором полугодии 2015 г. компания наблюдала рост спроса на рекламу. Рост рекламной выручки в последние шесть месяцев года составил 27,5% (без учета HeadHunter). Гришин отмечает, что в этот период наблюдался рост спроса и на медийную рекламу. Но каков был этот рост, он не уточнил. С 2014 г. группа не разделяет в своей отчетности продажи медийной и контекстной рекламы.

Правда, в других сегментах бизнеса Mail.ru Group темпы роста выручки снижаются. Так, выручка от многопользовательских игр (ММО) выросла в 2015 г. на 6,3% до 8,9 млрд руб., тогда как годом ранее рост составил 26,4%. Пользовательские платежи (IVAS) в 2015 г. выросли на 5,4% до 12,5 млрд руб., а в 2014 г. они увеличились на 16,2%. На монетизацию пользовательских платежей плохо влияет падение курса рубля и переход пользователей на мобильные устройства, объяснил Гришин. Он обещает, что группа продолжит работать над улучшением продуктов и вовлечением пользователей, но ожидает, что и в 2016 г. рост выручки от IVAS сохранится на уровне 2015 г.

Основной вклад в рост рекламной выручки внесли продажи мобильной рекламы на всех проектах группы, а также увеличение показателей «В контакте» (группа взяла под контроль «В контакте» в 2014 г.). Выручка «В контакте» в 2015 г. выросла на 44,2% до 6,2 млрд руб., EBITDA составила 3,07 млрд руб., рентабельность по EBITDA – 49,3%. Во втором полугодии 2015 г. рост выручки «В контакте» составил 52,8%.