Qiwi съела кошельки

Платежи с помощью мобильных телефонов стали альтернативой платежам через терминалы/ Е. Разумный/ Ведомости

Количество активных электронных кошельков Visa Qiwi Wallet (VQW) за год сократилось на 6,4%, т. е. на 1,1 млн до 16,1 млн. Это следует из отчета Qiwi Plc. Активными Qiwi считает кошельки, которые использовались хотя бы раз в течение года. По истечении этого срока Qiwi начинает списывать с неактивных владельцев кошельков комиссии: 10 руб. в день в течение трех месяцев, а затем по 0,25% в день от оставшейся на балансе суммы.

Qiwi объясняет снижение количества кошельков общим экономическим спадом и снижением потребительской активности, а также уменьшением расходов на рекламу продукта в 2015 г. по сравнению с 2014 г. и сокращением сети платежных терминалов, через которые пользователи пополняют VQW.

В конце октября 2015 г. Qiwi объявила, что за три месяца количество терминалов в ее сети сократилось примерно на 15%. Сокращение терминального бизнеса происходит по всей России из-за борьбы Центробанка с обналичиванием, рассказывали тогда «Ведомостям» несколько участников рынка моментальных платежей. Но по итогам 2015 г. сокращение терминалов год к году у Qiwi составило менее 5% – на конец года к платежной системе было подключено чуть более 172 000 киосков и терминалов.

В 2015 г. наблюдался отток тех пользователей VQW, которых удалось привлечь в IV квартале 2014 г., когда маркетинговый бюджет был велик, отмечает представитель Qiwi. Сейчас компания стремится не столько привлекать новых абонентов, сколько удерживать и повышать лояльность существующих, говорит он.

Терминальный рост

За IV квартал 2015 г. число терминалов Qiwi выросло на 15% – более чем на 22 000. Увеличить их парк позволила интеграция 25 000 точек приема денежных переводов Contact и «Рапида», купленных Qiwi летом 2015 г., написано в отчете.

Долю VQW в своей выручке Qiwi не раскрывает c IV квартала 2013 г. Из отчета Qiwi следует, что тогда доходы от этого сервиса впервые превысили доходы от платежей, проходящих через платежные терминалы. В 2015 г. выручка Qiwi выросла на 16% до 10,22 млрд руб., EBITDA – на 17% до 5,64 млрд руб. Годом ранее рост этих показателей составил 45 и 24%. При этом на комиссиях с владельцев неактивных кошельков в 2015 г. Qiwi заработала 1,1 млрд руб. (около 10,8% выручки), за год эта сумма выросла почти на 70%, следует из отчета Qiwi.

Снижение количества кошельков Qiwi можно объяснить и ростом конкуренции на рынке платежей, где растет проникновение мобильных платежей, классических банковских карт и других технологий оплаты, считает аналитик Газпромбанка Сергей Васин. По его мнению, само по себе сокращение количества кошельков, возможно, и не влияет на финансовые показатели Qiwi. Хотя доходность по платежам падает, это компенсируется ростом их оборота, отмечает Васин. По данным Qiwi, в 2015 г. ее платежный оборот вырос более чем на 35% до 872,6 млрд руб.

Аналитик UBS Ульяна Ленвальская согласна, что отток пользователей VQW связан с сокращением бюджета на маркетинг сервиса. Если бы от Qiwi ушли лояльные, постоянные пользователи электронного кошелька, то это бы сказалось на финансовых показателях Qiwi, однако представители Qiwi говорят, что активная база пользователей VQW (те, кто пользуется кошельком не реже раза в месяц) не размывается, отмечает она.

Количество пользователей «Яндекс.Денег» за год выросло на 20% и превысило 25 млн, говорит представитель компании Надежда Кияткина. В сутки открывается более 15 000 счетов, что на 25% больше, чем год назад, отмечает она. Рост спроса на услуги «Яндекс.Денег» Кияткина связывает с появлением новых продуктов и улучшением сервиса.

Количество кошельков WebMoney ни в России, ни в других странах не снизилось, утверждает директор по развитию WebMoney Transfer Петр Дарахвелидзе. Если компания взимает плату с пользователей неактивных кошельков, то интерес к такому сервису будет падать, считает он. В WebMoney никогда не практиковалось списание средств с неиспользуемых счетов, подчеркивает Дарахвелидзе. Спрос на моментальные и онлайновые финансовые услуги только растет, но операторы электронных кошельков перестали быть единственными участниками этого рынка: к ним прибавились банки, сотовые операторы, финтехстартапы и даже Visa и MasterCard, отмечает он.