Brexit снизил венчурное финансирование на треть

Во II квартале венчурное финансирование стартапов в Европе уменьшилось более чем на треть. Участники рынка опасаются, что выход Британии из ЕС замедлит развитие сектора/ Chris Ratcliffe/ Bloomberg

Предварительный отчет об исследовании, проведенном фирмой Pitchbook, показал, что с апреля по июнь объем венчурного финансирования в Европе составил $2,8 млрд, уменьшившись по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. на $1,5 млрд. Спад обусловлен настроениями лидеров бизнеса, опасающихся, что выход Великобритании из ЕС не позволит стране сохранить свой статус регионального хаба для высокотехнологичных стартапов. Сейчас штаб-квартиры более 40% всех европейских стартапов, оцениваемых в сумму $1 млрд и более, находятся в Лондоне.

Суранга Чандратиллаке, партнер британской венчурной фирмы Balderton Capital, уверяет, что на финансирование негативно повлияла уже подготовка к референдуму о выходе Британии из ЕС. В долгосрочной перспективе, по его мнению, высокотехнологичный сектор в Европе будет чувствовать себя хорошо, однако стартапы могут начать бегство из Лондона, особенно если Британия станет ограничивать иммиграцию из ЕС. «Влияние Brexit будет ощутимым, нет уверенности, что доступ к капиталу сохранится, – полагает Чандратиллаке. – Неопределенность усиливается и в политическом климате, и в вопросе о доступности специалистов – свобода перемещения может быть ограничена».

В общемировом масштабе страхи по поводу сокращения финансирования пока не оправдываются: за II квартал венчурные инвестиции по сравнению с прошлогодними выросли на 20% до $40 млрд. Правда, этот показатель включает крупные раунды финансирования компаний, не спешащих выйти на фондовые рынки. Так, Uber получил $3,5 млрд от саудовского фонда национального благосостояния, а китайская компания Didi Chuxing – $4,5 млрд от консорциума инвесторов с участием Apple.

В течение квартала Великобритания оставалась наиболее привлекательным среди европейских стран объектом инвестирования для венчурных фондов. По данным Pitchbook, из $2,8 млрд, проинвестированных фондами в европейские стартапы, на британские компании пришлось $994 млн. Здесь снижение оказалось существенно меньшим, чем в целом по рынку, – всего на 5%.

Число компаний, получивших венчурное финансирование, во всех регионах упало на 47%: венчурные капиталисты сосредотачивают свое внимание на немногочисленных объектах инвестирования, вкладывая в них более крупные суммы. Фергал Муллен, основатель и партнер венчурного фонда Highland Capital Europe, действующего в Лондоне и Женеве, отмечает, что многие его американские коллеги сворачивают крупные сделки в Европе из-за опасений в отношении рынка, возникших в Кремниевой долине в конце прошлого года. «Сейчас рынок сильно остыл по сравнению с прошлогодним летом, – говорит Муллен. – Но все же остыл не до конца».

Квартальный размер венчурного капитала, привлекаемого европейскими стартапами на поздних раундах, составлявший в 2015 г. $2,8 млрд, сейчас упал до $1,2 млрд. Показатели для ранних раундов финансирования несколько выросли, причем на самых ранних стадиях – «ангельской» и «посевной» – суммарное финансирование выросло за год с $351 млн до $398 млн. В целом же в мире квартальный размер финансирования на «ангельской» и «посевной» стадиях сократился с $4 млрд до $2 млрд, в то время как на более поздних стадиях, напротив, наблюдался рост.

В США общий объем венчурного финансирования за год не изменился, оставшись на уровне $21 млрд. При этом инвестиции на ранних стадиях финансирования упали, а на поздних – выросли на $2,7 млрд.

Терезия Гоув, партнер сан-францисского фонда Aspect Ventures, считает, что финансирование стартапов на ранних стадиях возвращается к нормальным значениям. «Посевное» финансирование снова вошло в нормальное русло, теперь речь на этом этапе может идти, скажем, не о $5 млн, а, скорее, об $1–2 млн, – говорит Гоув. – Рыночные оценки компаний опустились в среднем на 20–30% по сравнению с прошлогодними. Спад характерен для всех стадий финансирования».

Перевел Александр Силонов