Сотовые операторы потеряли голос

Сотовые операторы потеряли голос/ Е. Разумный / Ведомости

Голосовой трафик в сети «Мегафона» с 18.00 31 декабря 2016 г. до 06.00 1 января 2017 г. вырос на 20% год к году, указывает на иную тенденцию представитель оператора, но и трафик данных в сетях LTE вырос вдвое, а в сетях 2G и 3G – примерно на 22%.

В первый час 2017 г. суммарная продолжительность разговоров в сети МТС сократилась по сравнению с новогодней ночью 2016 г. на 3,3%. Это первый такой спад, следует из сообщения МТС: год назад в это время абоненты МТС проговорили на 25% больше минут, чем в 2014 г. В новогоднюю ночь на 2017 г. наибольший спад – почти 20% – МТС зафиксировала в Сибири, отчитывается представитель оператора Дмитрий Солодовников, был, правда, и рост – 3,6%: он наблюдался только на северо-западе России. По словам Солодовникова, в целом голосовой трафик в новогоднюю ночь превышает показатели обычного буднего вечера в несколько раз.

Многие абоненты предпочли обычным звонкам связь через мессенджеры, поздравления с фотографиями и видеороликами через социальные сети, объясняет Солодовников спад голосового трафика. Большую часть нагрузки приняли на себя сети LTE, подчеркивает он. По его данным, за первый час 2017 г. интернет-трафик в сети МТС по всей России вырос год к году на 86% и достиг 170 Тб. Наибольший рост дата-трафика был зафиксирован на Дальнем Востоке и в Москве – на 110 и 120% соответственно. Кроме того, сеть МТС передала почти на 40% больше sms-сообщений, чем год назад, сообщает Солодовников.

31 декабря 2016 г. и 1 января 2017 г. абоненты «Вымпелкома» говорили примерно на 6% меньше, чем в эти же дни годом ранее, следует из сообщения оператора. Голосовой трафик в первый новогодний час на 8,1% превысил показатель наибольшей часовой нагрузки обычной рабочей недели, говорится в сообщении. В этом году снизилось и количество поздравительных новогодних sms, информирует представительница «Вымпелкома» Анна Айбашева. Зато среднесуточный прирост мобильного интернет-трафика 1–8 января 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. составил 36%, рассказывает она. Каков был прирост в первый час 2017 г., Айбашева не говорит.

В новогоднюю ночь голосовой трафик «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2) год к году незначительно вырос, говорит представитель компании Константин Прокшин, а в целом трафик данных за новогодние каникулы вырос примерно на 7%. Более подробные данные он обещал предоставить позднее.

По предварительным данным «ТМТ консалтинга», в 2016 г. выручка российских сотовых операторов снизится примерно на 0,3%. В том числе это связано со снижением тарифов на голосовой трафик и, в меньшей степени, с его миграцией в социальные сети и коммуникационные интернет-сервисы (Skype и его аналоги), объясняет гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Он сомневается, что дальнейшее снижение доходов будет резким: операторы защищаются с помощью пакетных тарифов, в которых выпадающая плата за голосовой трафик компенсируется платой за мобильный интернет.

Потери российских мобильных операторов от использования абонентами интернет-сервисов в 2014 г. составляли, по подсчетам аналитиков J’son & Partners Consulting, 15–20 млрд руб., или около 2% годовой выручки. А во всем мире, по оценке Juniper Research, операторы недополучили из-за таких сервисов $14 млрд.

Выручка сотовых компаний от голоса в 2016 г. снизилась на 5–6%, от мобильного доступа выросла на 2–3% – такова оценка гендиректора Telecom Daily Дениса Кускова. Сокращению доходов способствует и переток разговоров в интернет-сервисы: голосового трафика явно не становится больше, уверен он.

По мнению Кускова, в 2016 г. сотовый рынок продемонстрирует небольшой рост. Операторы не только массово переводят абонентов на пакетные тарифы – они или вводят плату за разные дополнительные опции (например, за уведомления о пропущенных звонках), или увеличивают ее: в 2016 г. стоимость многих сервисов выросла на 50–100%, утверждает Кусков.