«Ростелеком» начинает гонку за лидером

«Ростелеком» стал лидером по росту абонентской базы широкополосного доступа в интернет в Москве, опередив МГТС. Оператор активнее продвигал свои услуги
Продвижение «Ростелекома» в Москве заметно – оператор активно предлагает свои услуги в новостройках/ Максим Стулов/ Ведомости

База пользователей широкополосного доступа (ШПД) «Ростелекома» в Москве за январь – март 2017 г. выросла чуть более чем на 4% и составила 0,87 млн, следует из отчета Telecom Daily. У МГТС количество пользователей ШПД за тот же период выросло на 1,5% до 1,36 млн. Чистый прирост абонентской базы «Ростелекома» и МГТС в Москве за квартал составил 35 000 и 20 000 абонентов.

По данным Telecom Daily, в Москве на конец I квартала 2017 г. было чуть более 4,3 млн пользователей ШПД. За год их число выросло примерно на 4%, за квартал – на 1,5%. По словам гендиректора Telecom Daily Дениса Кускова, проникновение услуги по московским домохозяйствам составляет 92%.

В течение всего 2016 года по приросту абонентской базы в Москве лидировала МГТС, отмечает Кусков. Но в I квартале 2017 г. наметился спад маркетинговой активности оператора, считает он. К тому же, скорее всего, заметно сократилось количество абонентов, желающих подключиться к ее оптоволоконной сети GPON: те, кто хотел это сделать, в основном уже подключились, предполагает Кусков. «Ростелеком» же, по его словам, активно работал как над привлечением ШПД-абонентов, так и над повышением лояльности пользователей.

Телевизор вместо интернета

За I квартал 2017 г., по данным «ТМТ консалтинга», МГТС увеличила базу подписчиков платного ТВ на 4,2% до 0,47 млн. Она стала единственным крупным московским провайдером платного ТВ, показавшим заметный прирост зрителей. Количество телезрителей «Ростелекома» в Москве за квартал сократилось примерно на 0,1% до приблизительно 3,3 млн.

В I квартале 2017 г. МГТС по количеству абонентов занимала около 32% московского рынка ШПД, следует из отчета Telecom Daily. МГТС заинтересована в активном продвижении ШПД, цель компании на ближайшие годы – достичь 45–50% рынка Москвы, отмечает представитель МГТС Татьяна Мартьянова. Учитывая перенасыщенность московского интернет-рынка, компания сейчас также фокусируется на продвижении дополнительных платных услуг на базе ШПД: платного ТВ, охранной сигнализации, домашнего видеонаблюдения и других сервисов, повышающих доходы от обслуживания уже подключенных абонентов, объясняет Мартьянова.

В 2016 г. выручка МГТС (по РСБУ) не изменилась по сравнению с 2016 г., составив около 39,5 млрд руб., следует из сообщения компании. Падение доходов от фиксированной телефонии на массовом рынке по-прежнему удается компенсировать ростом доходов от нерегулируемых услуг (ШПД, ТВ, мобильная связь и др.) – доля доходов от них в выручке МГТС увеличилась за год на 3,9 п. п. до 54,1%, говорит Мартьянова. Годовой прирост доходов от ШПД и цифрового ТВ составил 25%, отмечает она.

Продвижение «Ростелекома» в Москве заметно – оператор, в частности, очень активно предлагает свои услуги в новостройках, отмечает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. МГТС же после очень активного роста сейчас пробуксовывает – чтобы вновь набрать темпы, оператору нужно тоже работать с новостройками, выходить в Подмосковье, считает он.

«Ростелеком» активно продвигает свои услуги ШПД на массовом рынке Москвы, отмечает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. МГТС, в свою очередь, в последнее время делает акцент на продвижении премиальных тарифов, включающих несколько услуг (в первую очередь – платное ТВ) для высокодоходных абонентов, говорит он. Сейчас все изменения на рынке ШПД в Москве связаны в основном с перетоком, переподключением абонентов от оператора к оператору, считает Савватин.

Большая часть новых абонентов «Ростелекома» – те, кто ранее пользовался услугами других провайдеров, отмечает его представитель. В 2016 г. компания начала экспансию в новую Москву и планирует и дальше развивать бизнес на новых городских территориях, говорит он. «Ростелеком» удерживает абонентов, сохраняя качество обслуживания, используя программу лояльности, предлагая им услуги мобильной связи, перечисляет он.