Черная пятница останется общей

Российские ритейлеры смогут продолжать называть свои распродажи «черной пятницей»: товарный знак Black Friday не уникален, решила антимонопольная служба
Комиссия ФАС установила: Black Friday – заимствованное и не оригинальное обозначение/ М. Стулов/ Ведомости

Российские ритейлеры не захотели платить за использование слов Black Friday («черная пятница»). Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) поддержала их, признав недобросовестной конкуренцией приобретение и использование товарного знака Black Friday компанией «Блэк фрайдэй». Об этом говорится в сообщении ФАС. «Блэк фрайдэй» незаконно присвоила исключительные права на товарный знак Black Friday», – сказано в сообщении службы. На время получения исключительных прав на товарный знак это обозначение уже использовалось другими интернет-магазинами, отмечается там же.

Служба возбудила дело по заявлению Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в которую входят крупные онлайн- и офлайн-ритейлеры – «М.видео», «Эльдорадо», Ozon, KupiVIP, «Юлмарт» и др.

Комиссия ФАС установила: Black Friday – заимствованное и не оригинальное обозначение. Поэтому, рассудила комиссия, регистрация товарного знака фирмой «Блэк фрайдэй» (см. врез) – попытка монополизировать рынок услуг интернет-площадок агрегаторов.

АКИТ обратилась в ФАС в интересах всего рынка, пояснил «Ведомостям» президент АКИТ Алексей Федоров, Black Friday – общеупотребительное выражение, как «Новый год», «скидка», «распродажа», «дисконт», поэтому его могут использовать все. Причина, по которой АКИТ пожаловалась в ФАС, в том, что «Блэк фрайдэй» «в какой-то момент начала требовать, чтобы другие участники рынка платили ей роялти за использование товарного знака» или размещали свои товары на сайте этой фирмы, добавил Федоров. При этом у фирмы, по его словам, было право только на графическое изображение с конкретным шрифтом определенного цвета. Так, в конце октября 2016 г. «Блэк фрайдэй» подала в Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области иск к ООО «Эксперт таун», которое владеет сайтом распродажи «Настоящая черная пятница», свидетельствуют данные картотеки арбитража. «Блэк фрайдэй» потребовала взыскания 1,5 млн руб. и запрета использовать обозначение Black Friday, пояснила одна из представителей «Эксперт тауна» в суде Александра Курдюмова. Суд пока не рассматривал дело по существу, по данным картотеки.

Как в Америке

Фирма «Блэк фрайдэй» создана в 2013 г. для организации масштабной распродажи в рунете по аналогии с распродажами в США, проходящими после Дня благодарения. Сейчас, по данным ЕГРЮЛ, основной владелец и гендиректор фирмы – Владимир Ким. Он не ответил по существу на вопрос «Ведомостей», согласен ли он с выводами комиссии ФАС.

Именно это судебное разбирательство стало одним из ключевых аргументов по делу, разбираемому в ФАС, говорит Курдюмова. Активные действия «Блэк фрайдэй» подтверждали: регистрация обозначения Black Friday направлена на ограничение конкуренции на рынке, рассуждает она.

В 2013 г. «Блэк фрайдэй» подала заявку на регистрацию товарного знака, отметив в заявлении, что наименование является «фантазийным и семантически нейтральным для заявленного перечня услуг»; зарегистрировать она смогла его лишь к концу 2015 г.

По словам начальника отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Натальи Кононовой, решение службы – основание для того, чтобы признать недействительной правовую охрану товарного знака. Теперь решение ФАС будет направлено в Роспатент, чтобы знак прекратил свою правовую охрану, рассуждает управляющий партнер Claims Игорь Невзоров; «Блэк фрайдэй» может оспорить это решение. Процедура отмены состоит из двух этапов: подачи заявления в ФАС и решения Роспатента, служба может принять такое решение примерно в течение месяца, пояснил эксперт. При этом, пока Роспатент не признает знак прекратившим действие, он будет принадлежать компании, добавил Невзоров.