Черная пятница останется общей
Российские ритейлеры смогут продолжать называть свои распродажи «черной пятницей»: товарный знак Black Friday не уникален, решила антимонопольная службаРоссийские ритейлеры не захотели платить за использование слов Black Friday («черная пятница»). Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) поддержала их, признав недобросовестной конкуренцией приобретение и использование товарного знака Black Friday компанией «Блэк фрайдэй». Об этом говорится в сообщении ФАС. «Блэк фрайдэй» незаконно присвоила исключительные права на товарный знак Black Friday», – сказано в сообщении службы. На время получения исключительных прав на товарный знак это обозначение уже использовалось другими интернет-магазинами, отмечается там же.
Служба возбудила дело по заявлению Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в которую входят крупные онлайн- и офлайн-ритейлеры – «М.видео», «Эльдорадо», Ozon, KupiVIP, «Юлмарт» и др.
Комиссия ФАС установила: Black Friday – заимствованное и не оригинальное обозначение. Поэтому, рассудила комиссия, регистрация товарного знака фирмой «Блэк фрайдэй» (см. врез) – попытка монополизировать рынок услуг интернет-площадок агрегаторов.
АКИТ обратилась в ФАС в интересах всего рынка, пояснил «Ведомостям» президент АКИТ Алексей Федоров, Black Friday – общеупотребительное выражение, как «Новый год», «скидка», «распродажа», «дисконт», поэтому его могут использовать все. Причина, по которой АКИТ пожаловалась в ФАС, в том, что «Блэк фрайдэй» «в какой-то момент начала требовать, чтобы другие участники рынка платили ей роялти за использование товарного знака» или размещали свои товары на сайте этой фирмы, добавил Федоров. При этом у фирмы, по его словам, было право только на графическое изображение с конкретным шрифтом определенного цвета. Так, в конце октября 2016 г. «Блэк фрайдэй» подала в Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области иск к ООО «Эксперт таун», которое владеет сайтом распродажи «Настоящая черная пятница», свидетельствуют данные картотеки арбитража. «Блэк фрайдэй» потребовала взыскания 1,5 млн руб. и запрета использовать обозначение Black Friday, пояснила одна из представителей «Эксперт тауна» в суде Александра Курдюмова. Суд пока не рассматривал дело по существу, по данным картотеки.
Как в Америке
Фирма «Блэк фрайдэй» создана в 2013 г. для организации масштабной распродажи в рунете по аналогии с распродажами в США, проходящими после Дня благодарения. Сейчас, по данным ЕГРЮЛ, основной владелец и гендиректор фирмы – Владимир Ким. Он не ответил по существу на вопрос «Ведомостей», согласен ли он с выводами комиссии ФАС.
Именно это судебное разбирательство стало одним из ключевых аргументов по делу, разбираемому в ФАС, говорит Курдюмова. Активные действия «Блэк фрайдэй» подтверждали: регистрация обозначения Black Friday направлена на ограничение конкуренции на рынке, рассуждает она.
В 2013 г. «Блэк фрайдэй» подала заявку на регистрацию товарного знака, отметив в заявлении, что наименование является «фантазийным и семантически нейтральным для заявленного перечня услуг»; зарегистрировать она смогла его лишь к концу 2015 г.
По словам начальника отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Натальи Кононовой, решение службы – основание для того, чтобы признать недействительной правовую охрану товарного знака. Теперь решение ФАС будет направлено в Роспатент, чтобы знак прекратил свою правовую охрану, рассуждает управляющий партнер Claims Игорь Невзоров; «Блэк фрайдэй» может оспорить это решение. Процедура отмены состоит из двух этапов: подачи заявления в ФАС и решения Роспатента, служба может принять такое решение примерно в течение месяца, пояснил эксперт. При этом, пока Роспатент не признает знак прекратившим действие, он будет принадлежать компании, добавил Невзоров.