«Газпром-медиа» теряет доходы

«Газпром-медиа» больше не учитывает комиссию селлеров, поэтому и его выручка практически не росла во II квартале / Андрей Гордеев/ Ведомости

Выручка «Газпром-медиа» во II квартале этого года выросла лишь на 0,33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 19,9 млрд руб., следует из отчетности единственного акционера медиахолдинга – Газпромбанка. За первые три месяца этого года выручка компании увеличилась на 11%, а за полгода – на 5,5%.

Доходы росли благодаря увеличению рекламной выручки развлекательных каналов холдинга – ТНТ, ТВ-3, «Пятницы», ТНТ4 и 2x2, а также спортивного канала «Матч-ТВ». Именно ТВ-реклама приносит «Газпром-медиа» подавляющую часть доходов. Компания перестала раскрывать долю рекламы в выручке, в 2015 г. это было более 80%. Помимо перечисленных развлекательных каналов в холдинг входят НТВ и платные спортивные каналы, радиостанции, кинокомпании и печатные СМИ.

При этом весь рынок ТВ-рекламы в России во II квартале увеличился на 15%, сообщила недавно Ассоциация коммуникационных агентств России. «Газпром-медиа» – крупнейший игрок на этом рынке. В 2014–2016 гг. он стабильно обгонял по темпам роста конкурентов.

Пока в убытках

Если в 2016 г. бизнес «Газпром-медиа» ушел в минус, то в этом году второй квартал подряд холдинг показывает операционную прибыль (0,4 млрд руб. во II квартале), но остается в чистом убытке (639 млн руб.).

Динамика общих доходов холдинга в этом году не отражает динамику его рекламных доходов из-за смены системы продаж, объяснил представитель «Газпром-медиа»: в консолидированной выручке холдинга больше не учитывается комиссия селлера. До 2016 г. «Газпром-медиа» продавал ТВ-рекламу самостоятельно, через внутренний сейлз-хаус. Кроме того, у холдинга был отдельный сейлз-хаус по продаже интернет-рекламы (Gazprom media digital). Их доходы учитывались в общей выручке «Газпром-медиа». Весной 2016 г. крупнейшие российские телехолдинги – «Газпром-медиа», «Первый канал», ВГТРК и «Национальная медиа группа» – объявили о создании единого продавца ТВ-рекламы в стране. Фактически этот селлер заработал прошлой осенью, реструктуризация юридических лиц завершилась в начале этого года.

Поэтому комиссию за продажу телеканалов «Газпром-медиа» оставляет себе единый продавец – Национальный рекламный альянс (НРА) и связанная с ним Национальная сервисная компания (НСК, продает региональную рекламу, а также интернет-рекламу). «Газпром-медиа» владеет 25% НРА и 31% НСК. Потерю солидной части доходов холдинг компенсирует за счет дивидендов от НРА и НСК, они отражаются в отчетности как часть операционной прибыли, уточнил представитель «Газпром-медиа».

Сколько составляла комиссия собственных сейлз-хаусов, он сообщить отказался. Три источника «Ведомостей», знакомые с бизнесом этих компаний, говорят, что при продаже ТВ-рекламы селлер оставлял себе около 10% полученных бюджетов, при продаже интернет-рекламы – 10–15%.

Насколько выросли рекламные доходы «Газпром-медиа» без учета комиссии, представитель холдинга также сообщить отказался. Он говорит лишь, что «результаты продаж соответствуют динамике рынка рекламы». Два источника в НРА говорят, что как раз во II квартале рекламные доходы каналов «Газпром-медиа» растут заметно быстрее, чем в начале этого года, сейчас их динамика примерно соответствует рыночной. Представитель НРА от комментариев отказался.