От редактора

Наталия Жукова, Ведомости

В современной России нацпроект как сущность обладает замечательным свойством придавать ускорение всему, что в него попадает. A propos нацпроект – это еще такое особенное поручение президента, на которое не жалеют ни сил, ни средств, ни человеческих ресурсов. С одной стороны, это здорово – ведь нацпроектом обрамляются самые важные для страны и ее граждан вещи. С другой – сил, денег и людей то и дело не хватает, отчего возникает цейтнот и всяческие недоработки. Но есть и третья сторона: в цейтноте мобилизуется все и вся, т. е. эффект от ускорения все же будет, пусть и с издержками.

Решение проблем промышленной экологии в разных видах – целыми федеральными проектами или их составляющими – вошло в нацпроект «Экология». И воплощение благих задач не избежало цейтнота. А когда речь идет уже и о соблюдении сроков, установленных законом, – это совсем на грани.

Долго ломали копья, создавая закон-эксперимент, по которому в городах с самым плохим воздухом все загрязнители получат квоты на выбросы. Количество подопытных городов то росло, то падало (даже до одного-единственного Челябинска), но в конце концов участники властно-экспертной дискуссии сошлись на дюжине.

Новелла состоит в том, что промышленные предприятия больше не будут «крайними». Факт, что атмосферу портят городской транспорт, ЖКХ и т. п., никто не оспаривает, но теперь будет установлен вклад различных источников загрязнения. Бизнес чрезвычайно этим доволен. Придется осваивать непривычное дело региональным и муниципальным властям: транспортная, коммунальная и социальная инфраструктуры со всеми загрязнителями – это их сфера ответственности.

Но сроки! Закон о проведении эксперимента по квотированию выбросов принят 26 июля, а вступает в силу уже через две недели – 1 ноября. Есть люфт по отдельным позициям, но и он небольшой, учитывая масштаб работы. Сводные расчеты проводятся до 1 мая 2020 г., перечни объектов, подпадающих под квотирование, должны быть еще через полгода – к 1 ноября.

Кстати, есть мнение, что у нас подходы к проблеме регулирования выбросов и соответствующие методики, которые еще только внедряются, уже устарели, что нужна альтернатива (и ее можно найти в европейской практике). Детали можно узнать из дискуссии, развернувшейся на сессии конференции «Ведомостей», посвященной сводным расчетам и квотам на выбросы (мы ее публикуем в этом выпуске «Ведомости.Форума» с сокращениями).

То же самое с наилучшими доступными технологиями (НДТ). Надо сказать, что их внедрение – это такой постоянный проход между Сциллой и Харибдой. Ведь НДТ – это что? Вот определение: «Технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения» (так в законе об охране окружающей среды). А теперь на применении НДТ основана еще одна новация – комплексные экологические разрешения (КЭР), которые нужно будет получать, чтобы эксплуатировать объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (разной категории – с 1-й по 4-ю). Первыми будут получать эти разрешения самые злостные предприятия-загрязнители – из так называемого «списка 300»: уже с нынешнего года года и по 31 декабря 2022 г. Но бюрократическая часть реформы буксует. Справочники НДТ, документация к процессу выдачи КЭР дорабатываются, дописываются, корректируются и т. д. Об этом подробно рассказали на конференции представители Росприроднадзора и Минпромторга (выдержки из их выступлений мы также публикуем). Во всем этом не до конца ориентируются сами чиновники, а что уж говорить о получателях разрешений. Впрочем, с теми, кто первый на очереди, профильные министерства и ведомства обещают работать в ручном режиме и обращаться «как с хрустальной вазой». В общем, процесс пошел, ускорение придано, ждем результатов.