Северо-Сибирскую железную дорогу соединят с Китаем одним коридором

Маршрут через Монголию выглядит наиболее рациональным вариантом
Антон Новодережкин / ТАСС

Перспективная Северо-Сибирская железнодорожная магистраль (Севсиб) будет соединена только одним коридором с Китаем, сообщил 31 октября губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. Его слова передал «Интерфакс». Глава Кузбасса отметил, что окончательного решения по трассировке маршрута пока не принято.

Стратегией социально-экономического развития Сибирского ФО предусмотрено формирование двух новых железнодорожных коридоров в КНР. Первый из них предполагает создание двух новых участков: Севсиба – железной дороги от Нижневартовска (Ханты-Мансийский АО) до Белого Яра (Томская обл.), а также ветки от Таштагола (Кемеровская обл.) до Урумчи (Китай).

Второй коридор должен пройти через Туву, включая линию Кызыл – Курагино. На юге эта железная дорога будет пересекать границу России и Монголии через погранпереход Цаган-Толгой – Арс-Сурь, после чего будет построено разветвление на северную и западную ветки.

Северная ветка пойдет через монгольский город Эрденет, а затем примкнет к существующей Трансмонгольской железной дороге. По ней через Улан-Батор и Замын-Уудэ она будет направлена в китайский город Эрлянь с прямым выходом на Пекин и Тяньцзинь. Западный маршрут предполагает строительство линии от Арс-Сури через монгольский город Кобдо и китайский Такешкен до Урумчи в Синцзян-Уйгурском АО КНР.

По словам Цивилева, маршрут через Таштагол имеет больше преимуществ, поскольку идет напрямую из России в Китай. Но его будет сложно продумать из-за высокогорья Алтая и наличия особо охраняемой природной территории «Зона покоя Укок» между Китаем и Россией, считает губернатор. Через плато Укок на узком участке границы между Россией и КНР между Казахстаном и Монголией с 2000-х гг. планировали провести экспортный газопровод в Китай, но эти планы так и не осуществились (в частности, из-за протестов экологов и местного населения).

РЖД, в свою очередь, изучает возможность строительства новых железнодорожных путей в Китай через Монголию, говорил 30 октября замглавы компании Алексей Шило. «Ведомости» направили запрос в компанию.

Путь через Монголию выглядит как рациональное решение, соглашается гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Интеграция линии Кызыл – Курагино в проект позволит оптимизировать бюджетные расходы, потому что она должна строиться по концессии (ветка должна была дойти до Элегестского угольного месторождения, но сейчас проект железной дороги отложен. – «Ведомости»), напоминает эксперт.

Такого же мнения придерживается и президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин. «Монгольский маршрут позволит сократить время в пути, разгрузить Восточный полигон (БАМ и Транссиб). Но данный проект потребует модернизации монгольской железной дороги», – объясняет эксперт. По его оценкам, стоимость этой линии составит около 2,5 трлн руб. с учетом реконструкции монгольской железной дороги. Основными грузами на этой магистрали станут уголь, черные металлы и контейнеры, полагает Иванкин.

Преимуществом нового маршрута является экономия транспортных затрат и объема инвестиций по сравнению с третьим этапом развития Восточного полигона, говорит заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Но привязываться к единственному рынку сбыта, правила на котором могут меняться, невыгодно, полагает он. Востребованность новых коридоров можно будет оценить только после согласования с КНР технологических, инвестиционных и ценовых параметров проектов, добавил Савчук.