Тема недели: Как МТС справляется без «Связного»

Опубликованная на этой неделе отчетность МТС не дала ответа на вопрос об эффективности ее розничной стратегии. Аналитики говорят, что узнать, насколько она успешна, можно будет только через квартал-другой.

Переход «Связного» к новому владельцу весной этого года поставил МТС перед выбором – самой купить «Связной» либо потерять этот канал подключения абонентов. МТС предпочла потратить деньги на развитие собственной розницы, а не на покупку готовой.

Президент МТС Андрей Дубовсков, отстаивая свой способ решения «проблемы «Связного», сравнивал развитие путем поглощений с допингом, который действует лишь короткое время. В самом деле, покупка компании всегда риск – только половина поглощений достигает цели. Но МТС не просто тратит деньги на построение розницы. Весной компания агрессивно снизила цены на смартфоны, продавая их на грани рентабельности, чтобы увеличить посещаемость своих салонов, а также ускорить смартфонизацию абонентов и стимулировать использование ими мобильного интернета.

С посещаемостью трюк, видимо, удался. Из крупных сотовых сетей контракты МТС сейчас продаются только в ее собственной рознице, состоящей из 4700 салонов. «Вымпелком» и «Мегафон» кроме своих сетей (3700 и 2000 салонов) продают свои контракты в «Евросети» (4200 салонов) и «Связном» (2900 салонов). Несмотря на это, чистый прирост абонентской базы в III квартале у МТС был лишь немногим меньше, чем у «Мегафона» и «Вымпелкома» (1,5 млн против 2 млн и 1,8 млн). Другое дело, что практика раздачи двух sim-карт в одни руки не дает адекватно оценить рынок по этому показателю.

А вот поразить конкурентов ростом мобильного интернета МТС пока не удается. В III квартале выручка от мобильной передачи данных у оператора выросла на 20,2%, тогда как у «Вымпелкома» – на 16%, а у «Мегафона» – на 24,4%. Впрочем, и этот показатель туманен, ведь абоненты популярных сейчас пакетных тарифов платят фиксированную сумму за набор услуг – звонки, sms, интернет, а сколько от этой суммы записать на передачу данных, решает сам оператор. «Вымпелком» записывает 30% от суммы, сколько другие – неизвестно.

Редактор отдела «Технологии и телекоммуникации» газеты «Ведомости»