Янь Цзехэ: «Я грозный красный дракон, плывущий в море рыночной экономики»

Что помогает миллиардеру Яню Цзехэ получать крупнейшие строительные подряды
Pei qiang lz/ICHPL Imaginechina/ AP

Янь - известная персона в КНР. Он находится на 7-м месте в рейтинге самых богатых людей Китая: его состояние оценивается в $14,2 млрд. Но о нем еще больше заговорили после того, как он заявил, что намерен засудить шесть муниципалитетов за просрочку платежей по инфраструктурным проектам. Подрядчиком в этих проектах выступает его компания China Pacific Construction Group (CPCG).

Янь хвастается, что такие иски - первые в своем роде в Китае. Для него иски к местным властям - также дело новое. За всю свою профессиональную жизнь он ни разу не конфликтовал с чиновниками, признается Янь.

Накопленные местными властями долги превышают 18 трлн юаней ($2,9 трлн). Немыслимая сумма, никто не предполагал, что кто-то осмелится начать взыскивать эту задолженность, указывают аналитики. Стремительный рост китайского долга - угроза для мировой финансовой системы, предупреждало агентство Standard & Poor's: сбой в экономике КНР создает проблемы для заемщиков из других стран.

Путь в Fortune Global

Большую часть своего состояния Янь заработал в строительной отрасли, где для получения контрактов важно иметь связи с правительством или военными предприятиями. Компания CPCG выступала подрядчиком в строительстве большинства скоростных дорог между китайскими провинциями и множестве инфраструктурных проектов муниципального и областного уровней. В прошлом году CPCG дебютировала в списке Fortune 500. Она заняла 166-е место с годовой выручкой в $60 млрд - это в 7 раз больше, чем у китайского интернет-гиганта Alibaba.

В списке Fortune Global 500 очень мало компаний, которые находятся в собственности одного акционера, говорит создатель «списка китайских миллиардеров» - Hurun China Rich List Руперт Хугеверф. По его мнению, Янь - один из самых ярких и смелых китайских миллиардеров, которых он когда-либо встречал. «Он не боится критиковать Мао Цзэдуна и политику местных властей, для этого нужно иметь много смелости», - рассказывает Хугеверф.

Иностранцам находиться в пекинском офисе CPCG категорически запрещено, поскольку он расположен на территории одного из крупнейших воинских формирований. Янь утверждает, что связей с Народно-освободительной армией или правящей Коммунистической партией у него нет. Он гордится тем, что воспитывался в семье учителей, которые критиковали идеи Мао Цзэдуна и культурную революцию. В Великобритании педагогов очень уважают, но, к сожалению, в Китае они ценятся не больше, чем свиньи и собаки, вздыхает Янь. «Когда на востоке Китая покраснело и взошло солнце, появился Мао и перевернул всю землю. Китай отбросило на 100 лет назад», - категоричен Янь.

Любитель острых ощущений

Янь любит делать исключения: он провез журналистов FT на территорию офиса в своем «Мерседесе» с тонированными стеклами.

У Яня кабинет в китайском стиле с двумя большими креслами, каждое из которых окружено десятками стульев для партнеров и советников. Он энергичный седовласый человек, в отличие от большинства китайских должностных лиц его поколения он не красит волосы. Янь никогда не усаживается глубоко в кресло - предпочитает сидеть на краю и лицом к гостю.

На стенах его офиса развешаны фотографии основателя компании в окружении звезд западной политики, в их числе - бывший президент США Билл Клинтон, премьер-министры Великобритании Тони Блэр и Гордон Браун, канцлер ФРГ Герхард Шредер и бывший премьер-министр Ирландии Патрик Бартоломью Ахерн.

В строительной отрасли крупные госкомпании часто полагаются на родственные связи, без них они совершенно бессильны, отмечает Янь: «Они уверены, что им необходимо иметь политических меценатов, и из-за этого развиваются слишком медленно». «У меня нет покровителей, я полностью доверяю рынку, уважаю его и полагаюсь на него», - добавляет Янь.

Несмотря на решительность заявлений, Янь в прошлом году передал управление компанией своему 28-летнему сыну. Почему - он не говорит: возможно, устал. Но передача оперативного управления компанией сыну не мешает ему говорить тем же тоном, что и раньше, как будто он остается главным управляющим компанией. За свою активную жизнь Янь, несомненно, привык давать «ценные указания».

Таинственный красный дракон

Интересная деталь - большой аквариум в углу его кабинета с пятью крупными азиатскими араванами, или «красными драконами» (самыми агрессивными пресноводными рыбами, которые охотятся на других рыб). Он признается, что считает аравану символом его собственных коммерческих достижений. «Я везучий и грозный «красный дракон», плывущий в море рыночной экономики», - заявляет он.
Янь родился в 1960 г. в Хауйане, в городском округе в провинции Цзянсу. Его обучение прервали приход к власти Мао Цзэдуна и культурная революция 1966-1976 гг. Подробной публичной биографии нет. Немногочисленные данные говорят, что Янь изучал китайскую литературу в Народном университете в Пекине. Сначала Янь работал учителем, позже он попал на цементный завод, где принялся за его реконструкцию и тем самым помог местным властям. CPCG он основал в 1995 г. Ее специализация - строительство мостов, дорог и промышленных парков. Янь был первым, кто начал заниматься инфраструктурными проектами, предоставляя местным правительствам кредиты на три года. Женат, двое детей и пять внуков. Основные хобби китайского миллиардера - литература, каллиграфия, тропические рыбы и изысканные вина.

Рынок диктует свои законы

Бизнес-среду в КНР многие называют агрессивной и хаотичной, где, по мнению циников, не бывает успешных бизнесменов без коррупционных связей. Система тесных связей партии и бизнеса укреплялась десятилетиями. Но в ноябре 2012 г. коррупции была объявлена война: председатель КНР Си Цзиньпин пообещал провести капитальную чистку рядов Компартии и покончить с коррупцией. Борьба с коррупцией была частью принятого плана по улучшению имиджа партии.

Янь оказался в числе тех, кто поддержал беспрецедентную кампанию по борьбе с коррупцией. «Си Цзиньпин - настоящий босс, как Дэн Сяопин», - говорит Янь с одобрением, ссылаясь на преемника Мао и архитектора китайских реформ. Си выгодно отличается от своего предшественника, уверен он. «Когда Цзян Цзэминь был президентом, у Дэна было решающее слово, а когда председателем КНР был Ху Цзиньтао, у Цзяна было решающее слово; теперь окончательное решение принимает Си», - считает Янь.

Спящий вулкан для бизнеса

Миллиардер полагает, что наличие влиятельного политического патрона может сыграть против бизнеса. «Покровитель может быстро превратиться в вулкан», - уверен он. Извержение вулканов Чжоу, Бо и Линь привело к катастрофе многих крупных бизнесменов и управленцев, добавляет он.

«Я уважаю Компартию, но в ней не состою», - заявляет Янь. «Я не могу допустить, чтобы кто-то из членов моей семьи участвовал в политике», - добавляет он. Достаточно любить страну и быть социально ответственным, уверен он. Имидж Яня многие считают примером того, как в Китае можно выстроить бизнес и стать сказочно богатым без помощи взяток и политического покровителя.

Его иск к шести муниципалитетам за просроченные платежи - еще одно доказательство его теории о недопустимости связей политики и бизнеса, утверждает он. Он уверен, что судебный процесс с местными властями будет способствовать укреплению верховенства закона в Китае: именно эта цель - в числе приоритетов политики председателя КНР Си Цзиньпина и главная заявленная цель Компартии КНР. Четвертый пленум ЦК КПК 18-го созыва в октябре 2014 г. заявил о приоритете усиления власти закона в стране.

«Если даже местные власти не уважают закон, как можно в такой стране построить верховенство права?», - восклицает Янь.

«Я думаю, Си будет очень рад, что мы помогаем продвижению к этой цели», - добавляет он.

По мнению Яня, подача исков будет полезна для прогресса китайской экономики. Компания предоставляет возможность более крупным должникам переосмыслить свою политику, это сигнал всем контрагентам CPCG, которые могут оказаться в суде, если вовремя не расплатятся по своим долгам.

Пока они обещали, что заплатят, говорит Янь: «А то получится очень неловко, если мэр или глава округа окажутся на месте ответчика перед председателем суда». Решительности Яню не занимать. «Я готов сдвинуть горы, чтобы встряхнуть тигров», -заявляет он.

Вертолет на крыше спальни

Янь и его жена Чжань должны были заплатить штраф в 18 000 юаней (около $6000) за нарушение китайской госполитики одного ребенка на семью. Он любит приглашать гостей к себе на виллу в Нанкине, бывшей столице КНР, где может похвастаться мебелью из самой дорогой древесины в мире, позолоченной ванной комнатой и массивными мраморными колоннами, которые удерживают потолок, над которым он сейчас строит свою вертолетную площадку.

Курс на Грецию

В начале февраля Янь еще раз удивил общественность, заявив, что ищет инвестиционные возможности в Греции.

Из-за трудностей, с которыми столкнулась его компания на внутреннем рынке, - роста задолженности по контрактам и общего снижения темпов роста экономики - он начал искать возможность расширения за рубежом. Китайская экономика выросла на 7,4% в 2014 г. По прогнозу Яня, рост замедлится до 6,8% в первой половине 2015 г.

«В ближайшее время поеду в Восточную Европу - Македонию, Албанию и Грецию, - говорит миллиардер. - Хочу инвестировать в инфраструктуру и намерен приобрести несколько строительных компаний». Какие именно, он не говорит.

Проблемы греческих долгов его не волнуют, утверждает он, а избрание правительства, выступающего против мер жесткой экономии, делает выход Афин из еврозоны вполне вероятным. Недавно новое левое правительство приостановило программу приватизации, хотя CPCG уже выразила заинтересованность поучаствовать в приватизации крупных греческих морских портов и аэропорта Афин. «Экономика Греции приближается к своему дну - это лучшее время, чтобы войти на этот рынок, и меня не волнует, останется страна в составе еврозоны или нет».

FT, 1.02.2015, Елизавета Базанова