От редакции: Плач Ярославля

Губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын – человек практичный, прямой и честный. Благодаря этим его качествам страна узнала, почему регионы так быстро и охотно смирились с отменой губернаторских выборов. Оказывается, в противном случае у них возникли бы серьезные бюджетные проблемы.

Про то, что некие “представители власти” якобы грозили урезать финансирование тем территориям, которые пришлют в Госдуму отрицательное заключение на президентский законопроект об отмене выборов, раньше говорили только оппозиционные политики из СПС, да и то на условиях анонимности. Чуть позже подобные страшилки рассказывали уже про тех, кто откажется менять в соответствии с новым законом уставы собственных регионов, но никакого документального подтверждения подобного запугивания никто представить, разумеется, не мог. Первым проговорился губернатор Анатолий Лисицын – в эфире ГТРК “Ярославия”. Уговаривая депутатов отозвать свой недавний запрос в Конституционный суд относительно законности нового порядка избрания губернаторов, губернатор заявил, что история с запросом “создаст определенный негативный имидж по отношению к территории”. “То, что для бюджета, для имиджа области эти последствия будут, – это однозначно”, – уверенно сказал Лисицын. При этом губернатор подчеркнул, что знает “московские коридоры власти” и “политическую подоплеку” и что запрос в КС “негативно скажется... на реализации тех или иных крупных проектов развития”.

В запросе депутатов нет ничего удивительного – новые правила действительно вызывают много споров. Тем более что почти десять лет назад в постановлении № 2-п КС уже растолковал, что “должностное лицо, формирующее орган исполнительной власти, получает свой мандат непосредственно от народа и перед ним ответственно”. А поскольку губернатор именно таким лицом и является (он формирует региональное правительство), многим интересно, как Конституционный суд будет выкручиваться из очень непростой ситуации. Ведь признать, что новый закон противоречит Основному, похоронив тем самым одну из главных путинских реформ, судьи, очевидно, не могут.

Удивительно другое: за последние 10 лет граждане направили в Конституционный суд больше 113 000 запросов, в том числе 572 – об организации исполнительной власти и 1493 – о выборах, референдумах и проч. Но никогда прежде высокопоставленные руководители не признавались в том, что сам факт отправления запроса в КС может стать поводом для каких-либо репрессий, включая бюджетные.

Теперь, судя по словам Лисицына, жаловаться может только тот, кто не рассчитывает ни на какую финансовую помощь из центра. Казалось бы, времена, когда объемы трансфертов зависели от лояльности губернатора, давно прошли. Во всяком случае, Минфин много лет работал над составлением специальных методик расчета финансовой помощи, которые позволили бы полностью избежать вмешательства в этот процесс “человеческого фактора”. За последние два года все методики были утверждены и все предпосылки к справедливому распределению трансфертов созданы. Но пока чиновники Минфина решали эту непростую задачу, работники администрации президента тоже не сидели сложив руки. И теперь значительная часть денег распределяется не по правительственным методикам, а, например, через специальные президентские программы, связанные с “приоритетными национальными проектами”. А сомневаться в законности президентских инициатив, одновременно рассчитывая на его личную финансовую помощь, решится не каждый.

И напрасно депутаты-оппозиционеры убеждали своих коллег из ярославской думы, что “честь и лицо” нельзя продавать за деньги. Просто так продавать, наверное, нельзя, а вот ради социальных проектов “национального масштаба” – очень даже можно.