От редакции: Прокрутить назад

Федеральное агентство по сельскому хозяйству (Россельхоз) – один из элементов правительственной “триады” в сфере сельского хозяйства – перестало существовать. Оно было расформировано указом президента, а его функции переданы в Минсельхоз.

Те, кто понимает специфику управления сельским хозяйством, не были довольны применением к их сфере общего шаблона. Эксперты Аналитического центра агропродовольственной политики отмечают, что на региональном уровне возникло дублирование функций агентства и службы в области ветеринарии, произошло раздувание штатов.

При этом разделение органов управления аграрным сектором на министерство, службу (Россельхознадзор) и агентство не привело к реальному разделению сфер ответственности. “Чиновники собираются прежним составом, решают все вопросы, а потом расходятся в свои министерства и агентства”, – говорил летом 2005 г. один из участников рынка. Скорость согласования усилий различных ведомств по аграрной политике снизилась. Яркий пример: из-за длительных согласований зерновые интервенции, призванные поддержать цены на зерно в период сбора урожая, в 2004 г. были отложены на середину и конец осени, когда цены и так растут, и в итоге не проводились совсем. Что, может быть, и не так плохо для экономики.

Но для сферы госуправления в целом этот контрреформаторский шаг может иметь самые негативные последствия. Ведь если раньше пусть медленно, но шло какое-то движение вперед, то теперь сделан явный и недвусмысленный шаг назад.

Для всех противников реформы это важный прецедент. Проблемы с эффективностью взаимодействия ведомств сохраняются до сих пор практически во всех сферах. Поэтому найти повод для разворота реформы в других секторах – не проблема, было бы желание.

При этом причина нестыковок в новой структуре правительства скорее не в идее реформы, а в ее реализации. Вспомним, что по первоначальному плану административной реформы сначала нужно было инвентаризировать все функции правительства, проанализировать их и убрать избыточные. Затем нужно было создать административные регламенты по реализации каждой функции и только после этого менять структуру правительства.

Но политика возобладала на логикой и здравым смыслом: по электоральным соображениям схему реформы развернули задом наперед и росчерком пера под указом о новой структуре правительства внедрили в жизнь. Хотя к концу февраля 2004 г. комиссия под руководством тогдашнего вице-премьера Бориса Алешина только-только заканчивала инвентаризацию и анализ функций ведомств. Эта работа прекратилась вместе с вице-премьерством Алешина и отставкой правительства Михаила Касьянова.

Очевидно теперь, что все потраченные на первую попытку админреформы время и деньги ушли в песок. Минэкономразвития готовит вторую попытку и уже отметилось изящной идеей оценивать успехи реформы на основе западных рейтингов госуправления и опросов российского бизнеса. Но чтобы было что оценивать, нужно закончить трудную и нудную работу, начатую комиссией Алешина еще в 2003 г.