Статья опубликована в № 1473 от 13.10.2005 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Гриф открытости

От редакции: Гриф открытости

С точки зрения информационного регулирования Россия – парадоксальная страна. Госорганы и компании пытаются секретить все, что только возможно, доходя в этом стремлении просто до абсурда. Одна из компаний пыталась засекретить данные о своем руководстве и реестре акционеров – не давала их регулятору, ссылаясь на коммерческую тайну. И в то же время нельзя быть уверенным, что конфиденциальные сведения, предоставленные в госорганы, не станут всеобщим достоянием. Никто уже не удивляется сегодня налоговым базам доходов граждан или базам данных, “похожим на базы данных банковских проводок ЦБ”, в свободной продаже. Удивляться и правда нечему: продажа информации – хороший бизнес, а ответственности за “уплывшие” данные чиновники фактически не несут.

Озаботившись этими проблемами, опираясь на собственный ежедневный опыт общения с чиновниками, вспоминая попытки получить информацию о событиях, которые мы считаем общественно значимыми, мы в сентябре написали редакционную статью “Грифы секретности” (“Ведомости” № 159 от 29.08.2005). Хорошая новость, как выяснилось, состоит в том, что ситуация кажется недостаточно проясненной не только журналистам и пострадавшим, но и правительству. Минэкономразвития официально сообщило “Ведомостям”, что готовит концепцию информационного регулирования, призванную устранить многие из описанных проблем.

Регулировать оборот информации авторы концепции предлагают на основе двухуровневой модели. Первый уровень – закон “О системе информрегулирования”. Он определит среди прочего все возможные режимы информации, принципы регулирования их оборота и процедуры разработки информрегламентов. Второй же уровень – те самые регламенты – будет регулировать оборот каждой узкой категории данных. Важный плюс такой модели в сочетании универсальности и гибкости: закон задает общие для всех правила игры, но при этом есть возможность учесть специфику оборота той или иной категории данных. На тех же принципах построена реформа системы технического регулирования – есть общий закон и дополняющие его в деталях регламенты.

К сожалению, опыт применения двухуровневой модели в техрегулировании нельзя назвать однозначно успешным. Закон о техрегулировании действует с 1 июля 2003 г., к концу 2007 г. к нему должны принять 74 регламента – но пока не принят ни один. Учитывая же, что в упорядочении оборота информации и увеличении информационной открытости не заинтересованы многие чиновники, риск, что информрегламенты замотают в согласованиях, велик.

Хочется искренне пожелать успеха авторам концепции. Но для этого они должны помнить, что их предложения должны быть не только хороши по своей идее, но и реализуемы в условиях жесткого сопротивления, которое, несомненно, их ожидает.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать