От редакции: Свой Кен Старр

Российские сенаторы выступили с идеей создать у нас институт независимых прокуроров – по американского образцу. Пример, который больше всего на слуху, – бурная деятельность именно такого прокурора, Кеннета Старра, по детальному изучению отношений президента Билла Клинтона и ассистентки Белого дома.

Смысл этого института – доводить до суда дела об очень важных преступлениях очень важных персон. В США он появился 30 лет назад после уотергейтского дела. Тогда выяснилось, что президент-республиканец Ричард Никсон отдавал распоряжения о незаконном проникновении в штаб-квартиру демократов. По американским законам независимые прокуроры могут заниматься расследованием в отношении 70 высших должностных лиц, в том числе президента. В 80-х гг. они расследовали историю с поставками оружия в Иран. Около пяти лет назад такая же структура появилась и в Южной Корее. Именно ее сотрудники занимаются расследованием громких коррупционных дел. В частности, им удалось доказать, что высокопоставленные сотрудники администрации президента Ро Му Хена получили от одной из ведущих компаний около $2,5 млн.

Наши законодатели предложили создать такой же орган в России – Коллегию уполномоченных прокуроров, которая должна была бы расследовать дела в отношении высших должностных лиц. В их число входят президент, премьер, председатели обеих палат парламента, руководители Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, генпрокурор, главы Центробанка и Центризбиркома, а также силовые министры и директора ФСБ. Уполномоченная прокуратура может возбудить дело по запросу президента, Думы или Совета Федерации. При рассмотрении вопроса о начале расследования представители стороны, возбудившей запрос, не участвуют в голосовании. Кроме того, коллегия по замыслу авторов законопроекта должна возбуждать уголовные дела по итогам парламентских расследований и надзирать за законностью деятельности генерального прокурора. В законопроекте предлагается, чтобы отбором людей на роль независимых прокуроров занимались президент, Госдума, Совет Федерации и уполномоченный по правам человека, представитель которого должен возглавлять коллегию.

По словам зампреда парламентского комитета по безопасности Виктора Илюхина, законопроект будет возвращен авторам из-за отсутствия отзыва правительства. Но идея озвучена, и парламентарии к ней вернутся. Поэтому очень важно понимать всю ее неоднозначность. В США спецпрокуроры – не постоянно действующий институт. Попытки сделать его таковым всегда отвергались конгрессом, причем представителями обеих партий. “Это создаст никому не подотчетную четвертую ветвь власти”, – говорил один из сенаторов еще в 70-е гг. И это американцы, которым не привыкать к сложной правоохранительной структуре, где федеральные, окружные прокуроры и органы других уровней не подотчетны друг другу и часто конкурируют за право вести тот или иной процесс. Представьте себе, к чему может привести создание в России рядом с органом, чьи полномочия и так велики, еще одного органа с еще большими полномочиями.