От редакции: Вычитание и деление

Региональные различия в России настолько велики, что на карте соседствуют аналоги Саудовской Аравии, Португалии и Эфиопии. Уравнивать такие регионы между собой – никаких доноров не хватит. Между тем региональная политика в России по-прежнему состоит в перераспределении доходов между регионами и выравнивании бюджетной обеспеченности территорий. Плюс такого подхода – простота и легкость в реализации, особенно для чиновников, еще с советских времен умеющих отнимать и делить.

Более конструктивный подход описал в своем очередном докладе главный экономист Всемирного банка по России Джон Литвак. Главные меры, по мнению ВБ, – это политика активного развития перспективных регионов и перераспределение трудовых и капитальных ресурсов в эти точки роста из депрессивных областей. Это означает прямое признание многих регионов бесперспективными, что политически сложно. Это же требует и существенной либерализации внутренней миграционной политики и развития действительно общенационального рынка труда. Но зато такое перераспределение не только сконцентрирует ресурсы в перспективных областях, но и снизит затраты на депрессивные территории – там будет просто меньше людей. Уравниловка в этом случае нужна лишь как средство сгладить социальные последствия перехода к новым принципам региональной политики и поддерживать среднеприемлемый уровень жизни на территориях, признанных бесперспективными.

Специалисты ВБ особо отмечают при этом, что политика концентрации ресурсов в целом перспективнее, чем попытки создать искусственно – за счет налоговых льгот, преференций и особых зон – условия для развития безнадежных территорий. Тому есть два известных примера из опыта Бразилии и Китая.

За счет создания особой экономической зоны в Манаусе бразильским властям удалось существенно подстегнуть развитие депрессивного северо-востока страны, уменьшить разрыв в уровне жизни с более развитым югом страны. Есть успешный пример обратной стратегии: сосед России – Китай концентрирует усилия и ресурсы на традиционно более развитых южных провинциях, которые в результате развиваются максимально быстро. И уже этот рост за счет экономических механизмов в той или иной мере распространяется на другие регионы страны, а также дает властям ресурсы на поддержку совсем уж проблемных территорий вроде “китайской Чечни” – Синцзян-Уйгурского автономного района на западе страны.

Почти наверняка российские власти по геополитическим причинам не решатся признать безнадежными и сознательно обезлюдить многие регионы на востоке страны, особенно на границе с тем же Китаем. Но даже если в отдельных случаях будет выбран бразильский путь – это все равно лучше, чем продолжать просто тасовать ресурсы между территориями, как это происходит сейчас. Последний шаг в этом направлении – предложение отнимать у богатых регионов, чья бюджетная обеспеченность выше среднероссийской более чем в два раза, половину “сверхдоходов” в пользу федерального центра.