Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 1499 от 21.11.2005 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Суд над Конституцией

От редакции: Суд над Конституцией

Скоро Конституционный суд решит, соответствует ли Основному закону отмена прямых выборов глав регионов. Новый порядок наделения их полномочиями без всенародных выборов Владимир Путин предложил в сентябре 2004 г., сразу после Беслана. По сути дела, это будет суд над ельцинским пониманием федерации, над принципом “Берите суверенитета столько, сколько можете проглотить”.

Инициатива Путина быстро стала законом. Глава государства получил право распускать региональные парламенты в том случае, если депутаты дважды откажутся утвердить представленную им кандидатуру губернатора. Представители власти уверяют, что отмена выборов не нарушает принципов демократии. Владимир Путин привел пример: никто, дескать, не обвиняет в их отсутствии Францию, президент которой назначает глав регионов (департаментов). А их во Франции, как и в России, 89.

Франция в отличие от России – унитарное государство, где региональные власти целиком подчинены центру. А КС будет рассматривать закон о назначении губернаторов с точки зрения конституции федерального государства, в котором полномочия центра и регионов разделены. По словам некоторых судей, они будут учитывать опыт государственного устройства других федераций. Более сложная по сравнению с унитарной государственная система не обязательно связана с многонациональным и многоконфессиональным составом населения страны. Федераций в мире не так много – более 20, но среди них есть очень разные страны. Есть огромные по территории и населению державы – Бразилия, Индия, Канада, Россия; есть развитые демократии – США, Германия и Швейцария; есть развивающиеся страны – Нигерия, Эфиопия и Венесуэла.

Как правило, центр в федеративном государстве решает вопросы внешней политики, обороны и безопасности, контролирует связь и состояние дорожной сети. Охрана общественного порядка и социальное обеспечение переданы в компетенцию штатов, провинций и губерний. Наконец, транспорт, налогообложение, дорожное строительство и природные ресурсы находятся в совместном ведении столицы и регионов.

Единого принципа формирования исполнительной власти регионов в странах с федеративным устройством не выработано.

Прямые выборы губернаторов закреплены в законах США, Австралии, Аргентины, Бразилии, Мексики и Венесуэлы, а также Нигерии. Систематическая смена власти в регионах в первых двух странах работает уже много лет. В странах Латинской Америки выборность глав штатов и провинций была восстановлена после прихода к власти гражданских правительств. Даже популист – президент Венесуэлы Уго Чавес не отменил выборы губернаторов. Не отменены выборы глав субъектов федерации и в Нигерии, нынешние власти которой получили тяжелейшее наследство межконфессиональных конфликтов и коррупции.

В европейских федерациях и в Эфиопии исполнительную власть формирует партия, победившая на парламентских выборах. Премьер или канцлер не имеют права рекомендовать свои кандидатуры на пост главы региона и распускать местные законодательные органы. К тому же избрание губернатора из числа депутатов КС запретил еще в 1996 г.

Глава государства назначает губернаторов в Канаде, Индии, Пакистане и Малайзии. Однако в Малайзии монарх назначает губернаторов только в четыре штата из 13, остальными правят местные султаны по представлению фактического главы государства – премьер-министра. А в Канаде и Индии назначенные центром губернаторы не являются главами регионов. Они объединяют в себе функции российских прокуроров и полпредов президента. А реальная власть и контроль над налоговыми поступлениями и денежными потоками принадлежит региональным правительствам, которые, как и в Европе, формируются партиями, выигравшими региональные выборы.

Поэтому российский порядок наделения полномочиями глав регионов можно назвать новым словом в мировом федерализме. Перед судьями стоит тяжелейшая задача – сопоставить инициативу всевластной исполнительной власти, которая не любит 90-е гг., с Конституцией РФ, написанной в 90-е гг. Задача почти нерешаемая, даже если представить, что на судей никто не будет давить. В большинстве федераций региональная власть формируется партией, победившей на выборах.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать