От редакции: Удаление органов

Перенос Конституционного суда в Санкт-Петербург, уже одобренный президентом, – это повод задуматься. Причем не только об отношениях между судами и исполнительной властью, но и о выгодах переноса вообще всех органов власти куда-нибудь. Мэр Москвы, например, сказал, что не расстроится из-за переезда КС, ведь это упростит дорожную ситуацию в центре города. Удаление из столицы 19 судей даже со всем их аппаратом, конечно, ничего не упростит. А вот вывод всего начальства в современный “центр власти” где-нибудь подальше от центра – упростит.

Массовый перенос органов власти в другой город не новость в истории. Тот же Санкт-Петербург был специально построен как город – столица молодой империи, стремящейся к интеграции с Европой. В XX веке в мире были построены как минимум четыре города-столицы. Столицу Австралии Канберру начали строить в 1913 г. Новую, специально построенную столицу обрел в середине ХХ в. и Пакистан. В 1961 г. началось строительство Исламабада по проекту греческих архитекторов, а днем рождения города считается 26 октября 1966 г., когда там открылось первое учреждение. В 1997 г. перенесли столицу из старого города в новый и власти Казахстана.

Наконец, вспомним проект, олицетворявший в XX в. давнюю мечту об идеальном городе, – город Бразилиа. Спроектированный командой архитекторов, вдохновлявшихся идеями Ле Корбюзье, и в основном построенный с 1956 по 1960 г. практически на пустом месте, город находится глубоко на континенте, вдали от старых береговых городов страны. Бразилиа очень ценится как памятник архитектуры, но провалы центрального планирования дают о себе знать. Город заселен гораздо больше, чем предполагалось, а ходить по нему трудно. Проектировщики не рассчитывали, что в век автотранспорта люди все еще будут ходить пешком.

России, уже имеющей две столицы, новая и не нужна. А вот переезд в современные офисы, сосредоточенные в одном районе, был бы полезен чиновникам. К тому же это подчеркнуло бы их готовность без устали работать на благо страны, а не зацикливаться на башнях со звездами и стенах с зубцами.

В зданиях, построенных сотню лет или полвека назад, в центре Москвы и в Кремле, трудно работать современным динамичным управленцам, которых, хочется верить, все больше в российском руководстве. К тому же из-за роста численности чиновников в последние годы и организационных преобразований многие ведомства сегодня разорваны между несколькими зданиями. Учитывая провал административной реформы и необходимость многочисленных согласований по всем вопросам, нельзя не признать полезной физическую концентрацию органов власти.

Серьезным и, возможно, главным выигрышем от выноса органов власти на окраины будет шанс разблокировать Москву и избежать неуклонно надвигающегося транспортного коллапса. “Когда депутаты и ряд министров были в отпусках, никаких пробок в Москве не было вообще”, – говорил начальник ГУВД Москвы Владимир Пронин. Но отпуска недолги, и сотни машин со спецномерами и десятки спецкортежей, для которых перекрывают магистрали даже в час пик, снова превращают город в гигантскую пробку. При этом все разговоры о необходимости современной системы управления движением и стажировки сотрудников ГАИ в Сингапуре лишены смысла, пока у кого-то есть привилегии на дороге.

Понятно, что гигантская стройка офисного суперцентра для властей – прекрасная возможность освоить немалые средства, часть из которых наверняка будет украдена. Но кто считал потери столицы, всех ее жителей и работающего в ней бизнеса от транспортных проблем? Если ущерб от трехдневной забастовки работников сферы общественного транспорта в Нью-Йорке на прошлой неделе составил около $1 млрд, то потери от московского вялотекущего, но перманентного (особенно зимой) транспортного кризиса вполне могут оправдать этот масштабный инфраструктурный проект. А если в новый офис переместить и президента, полностью открыв Кремль для посетителей, то туристическая привлекательность центра Москвы, а значит, и доходы от туризма резко вырастут. Стоит посчитать издержки и выгоды.