Статья опубликована в № 1529 от 12.01.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Поход на вы

От редакции: Поход на вы

Министр обороны России Сергей Иванов написал очень серьезную статью в американскую газету Wall Street Journal (см. статью на стр. А4). В ней сформулированы опасности, стоящие перед Россией, и описаны задачи, которые должна решить российская армия, чтобы перед этими опасностями устоять.

Статья, вероятно, призвана намекнуть, что в благородном деле поддержания порядка в мире – хотя бы в некоторых регионах – у США появится конкурент. Автор стремится показать, что из страны, которая ворчит и огрызается на действия других, Россия превращается в активного игрока. Положение в постсоветском пространстве стало восприниматься военным и политическим руководством не только пассивно, но и активно.

Министр обороны России объясняет американцам, привыкшим к голливудским штампам о ржавых ядерных ракетах из Сибири, что Россия не лаптем щи хлебает, а строит свою армию так же, как они, и для тех же целей, что они. “Мы не бряцаем оружием”, – пишет Иванов. Но бряцанье в статье все-таки слышится. Причем ее общая тональность жестче, чем в аналогичных заявлениях последних лет: в ответ на расширение НАТО до границ России Сергей Иванов говорил, что “ядерная составляющая” российской военной доктрины будет пересмотрена. Затем Владимир Путин обронил, что у России есть новая суперракета, которую не обнаружит американская ПРО. Интересно и то, что статья российского министра опубликована именно в разделе “Комментарии” газеты Wall Street Journal. Обычно с этих страниц звучат выступления крайних консерваторов, резко осуждающих политику нынешнего российского руководства.

Главными угрозами национальной безопасности в статье названы “вмешательство иностранных государств во внутренние дела России – либо прямое, либо через поддерживаемые ими структуры”, а также “возможность насильственных выступлений против конституционного порядка в постсоветских государствах, результатом которых может стать нестабильность на границах”. Здесь невозможно не вспомнить об активизации российской внешней политики в Центральной Азии. Нынешняя статья – недвусмысленное предупреждение устроителям цветных революций в бывших советских республиках региона.

Россия изучила опыт оранжевых революций у соседей и даже научилась с ними бороться. В мае Москва безоговорочно поддержала власти Узбекистана, которые отвергли международное расследование расстрела мирных граждан в Андижане. России удалось сохранить влияние в Киргизии. Что касается вмешательства во внутренние дела, то и здесь успехи есть – печально известный закон о некоммерческих организациях. В июле на саммите стран Шанхайской организации сотрудничества в Астане члены ШОС по инициативе России потребовали у США определиться со сроками вывода своих баз из Центральной Азии. Наконец, в ноябре Россия и Узбекистан подписали договор о союзнических отношениях, который предусматривает оказание военной помощи партнерам в случае агрессивных действий извне. Другой сигнал Западу – ориентация России на сотрудничество со странами Востока. Рассказывая об учениях, Иванов замечает: “Самыми важными были тактические учения на Дальнем Востоке, в Центральной Азии, Китае и Индии, давшие нашей армии возможность взаимодействовать с армиями других стран в ходе учебных антитеррористических и миротворческих операций”. То есть Россия достигла достаточного взаимопонимания с тем же Китаем, чтобы вместе заниматься “защитой национальных интересов”. А такой потенциальный альянс уже вполне сравним по мощи с главным мировым полицейским.

Нынешний момент для выступления Иванова выбран, видимо, еще и потому, что с осени прошлого года он – вице-премьер и один из двух полуофициальных преемников Владимира Путина на посту президента. Это повышение статуса автоматически повышает уровень заявлений, аналогичных вчерашней статье. Можно не сомневаться, что анализу и интерпретациям заявлений Сергея Иванова будут посвящены множество материалов в западных СМИ. Ну а СМИ российские пока уделят внимание отсрочкам от армии, решению жилищной проблемы офицеров и вопросам выживания нереформированной Российской армии. Здесь просто не хватит места, чтобы перечислить те насущные проблемы, которые Минобороны необходимо решить прежде, чем обещанная Ивановым Западу модернизация армии станет хотя бы теоретически возможной.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать