От редакции: Частные случаи

В минувшие выходные по крупнейшим городам России – Москве, Петербургу, Екатеринбургу – прокатилась волна демонстраций. Они были немногочисленными – от 300 до тысячи человек. Это неудивительно – по данным январского опроса фонда “Общественное мнение”, только 2% граждан России принимали в последнее время участие в акциях протеста. Однако примечателен состав манифестантов – митинговали не обездоленные пенсионеры. На улицу, не побоявшись ни милицейских дубинок, ни морозов, вышли представители среднего класса.

Против чего протестуют граждане, сумевшие скопить несколько десятков тысяч долларов на покупку квартиры или несколько тысяч – на подержанную иномарку с запрещенными красными фонарями? Что возмущает будущий средний класс – студентов, выступивших в защиту изувеченного Андрея Сычева? Все эти разные группы говорят о разном. Студенты намерены отправить в отставку министра, не контролирующего обстановку в армии. Жертвы пирамид требуют вернуть деньги, вложенные в строительство квартир. Наконец, автовладельцы хотят, чтобы им дали подготовиться к введению новых правил эксплуатации автомобилей.

При всей разности интересов демонстрантов они солидарны в одном – им очень не нравится, когда административные решения вмешиваются в частную жизнь. Особенно когда это случается без предупреждения. Ситуация с введением новых правил и вовсе напоминает о ранних советских временах. Тогда в отсутствие газет и иных источников информации на селе ушлые сотрудники Наркомпрода и финансовые инспекторы неожиданно появлялись в селах и деревнях и предъявляли крестьянам две взаимоисключающие инструкции, например о сдаче семенного зерна или картофеля и одновременном немедленном засеве полей. На недоуменные вопросы крестьянина продработник или фининспектор разводил руками – дескать, бумаги долго шли почтой. И предлагал альтернативы – краткий арест, большой штраф или незначительная мзда. Одновременно работники продовольственных и налоговых органов часто скрывали от жителей декреты о снижении разверстки и налогов в губерниях, страдавших от неурожая.

Казалось бы, руководители ГАИ должны были предупредить автовладельцев и производителей запчастей задолго до вступления правил в силу. Но ничего подобного – высокие чины держали сведения о новых правилах в тайне, как детали сверхсекретной операции, чтобы не дать противнику – частному автовладельцу – подготовиться к ней.

Чем грозит подобный режим секретности при принятии важнейших решений? Пока немногочисленные демонстранты уже обещали в ближайшее время провести многотысячные манифестации. Потенциально их число может быть немалым. От 40 000 до 50 000 человек потеряли деньги только в одной из пирамид – “Социальной инициативе”. А автолюбителей в России, по данным журнала “За рулем”, 22–23 млн. По данным опроса ФОМ, в демонстрациях готовы участвовать 29% россиян.