От редакции: Проверка курса

В украинской политике по-прежнему много неизвестных. Знатоки уверенно прогнозируют стабильную нестабильность. Но есть факторы, которые позволяют говорить, что нахождение общего пути более вероятно, чем политическое разложение.

Во-первых, следующие выборы – только через четыре года, а значит, есть стимул договариваться, а не надеяться на краткосрочные популистские победы. Во-вторых, по ключевым вопросам у разноцветных победителей изначально не так много принципиальных расхождений.

Позиции нового правительства – независимо от того, как сложится коалиция и кто будет премьером, – довольно предсказуемы. В международной политике спорных вопросов почти нет. Курс на евроинтеграцию, с теми или иными оговорками, поддерживают все партии. Та же Партия регионов, которую традиционно связывают с пророссийски настроенным востоком, говорит о европейском выборе в программных документах. Основные сторонники перемены курса и ориентации на Россию – Наталья Витренко и блок “Не Так!” – в парламент, по предварительным итогам, не попадают.

Мало споров и о вступлении Украины в ВТО, которое ожидается уже этим летом. Партия регионов вряд ли будет выступать против, учитывая, что Янукович в бытность премьером был “за”. А бизнесу Рината Ахметова, одного из самых влиятельных людей в партии, членство Украины в ВТО скорее выгодно. Позиция Блока Юлии Тимошенко не артикулирована, но в случае вхождения в коалицию противостояние по этому пункту маловероятно. Против выступают социалисты, но при сохранении социально ориентированного бюджета эта позиция может оказаться предметом компромисса. Скорее всего, изменится только курс на атлантическую интеграцию – большинство украинцев (52%, по данным “ФОМ-Украина”) выступают против вступления в НАТО.

Сложнее дела обстоят во внутренней политике. Пересмотр политической реформы, что было бы выгодно Виктору Ющенко, при новом раскладе сил практически невозможен – против будут выступать и Тимошенко, и Янукович.

Пересмотр отношения к приватизации маловероятен. За реприватизацию выступает только Блок Тимошенко, но она принципиально невыгодна Партии регионов, в которой значительную роль играет крупный бизнес, а нынешний премьер и одновременно лидер списка “Нашей Украины” Юрий Ехануров известен тем, что заморозил этот процесс. Для инвестиционного климата это только хорошо.

Того же, к сожалению, нельзя сказать о будущем экономических реформ. По мнению многих наблюдателей, при коалиционном правительстве любые серьезные реформы протолкнуть будет невероятно сложно. Между тем украинской экономике крайне необходимы значительная дерегуляция и упрощение налоговой системы.

Но тут компромисс едва ли достигаем. Социально ориентированный бюджет сохранится – за это выступают социалисты, которые, скорее всего, войдут в любую из возможных коалиций. “Справделивость” является чуть ли не единственным четким лозунгом партии Тимошенко, а многие избиратели Партии регионов сильно зависят от государства. А значит, расходная часть бюджета будет только расти, и в такой ситуации проводить налоговую реформу рискованно. Кроме того, сложная система регулирования и налогообложения выгодна многим бизнесменам, которые будут представлены в новой Раде.

Как долго просуществует коалиционное правительство? Скорее всего, первая зона риска – начало лета, когда будет пересматриваться цена на газ. Несмотря на то что более выгодных условий, чем сейчас ($95 за 1000 куб. м), добиться практически невозможно, существующим договором с Rosukrenergo недовольны решительно все. Самую жесткую позицию занимает Юлия Тимошенко, которая считает этот договор предательским. В Партии регионов считают, что они бы смогли выторговать у России более выгодные условия. А “Наша Украина” хотела бы знать, кто стоит за Rosukrenergo. Новое правительство будет пытаться что-то менять в газовом раскладе. Но “Газпром” вряд ли поддержит отказ от услуг посредника, как и замену Rosukrenergo на “Итеру”, чего бы очень хотелось Тимошенко.

Второй период повышенного риска – конец года, когда начнется формирование бюджета-2007. Тогда с новой силой поднимутся дискуссии вокруг дотаций и прочих социальных статей, а необходимость реформ станет очевидна. Резюме, вероятно, пока таково: политика коалиционного правительства будет стабильной и понятной, а вот сама коалиция – шаткой и непредсказуемой.