Корейская бомба

Взрыв корейской ядерной бомбы в понедельник стал венцом 50-летней истории виртуозного шантажа и лавирования между великими державами. В середине 1950-х гг. Ким Ир Сен, отец нынешнего корейского лидера Ким Чен Ира, воспользовался неразберихой в коммунистических столицах после XX съезда и избавился от опеки старших братьев – СССР и Китая. Советские и китайские ставленники в северокорейском партгосаппарате расстались тогда кто с карьерой, а кто и с жизнью.

СССР продолжал помогать северокорейцам вплоть до начала 1990-х. Выбора не было: Советский Союз боялся перехода КНДР под влияние Китая, Китай боялся доминирования СССР, а оба они боялись засевших на юге корейского полуострова американцев. А Северная Корея, получая советские деньги, игнорировала мнение Москвы во внутренней и внешней политике и тихо работала над своей атомной бомбой. Бомба у корейцев, по оценкам экспертов, появилась к началу 1990-х.

СССР исчез, но падение корейского режима по-прежнему невыгодно его соседям. По большинству прогнозов, оно будет сопровождаться опустошительной войной, которая вполне может стать ядерной. И даже если режим будет демонтирован мирно, воссоединение Юга и Севера Кореи сейчас не нужно никому. Китай не хочет видеть американские базы на своих границах, а Южная Корея опасается экономического коллапса, если граница с нищим Севером исчезнет.

Отношение к КНДР со стороны США со времен холодной войны изменилось мало. Северная Корея официально причислена президентом США Джорджем Бушем к “оси зла”, госсекретарь Кондолиза Райс назвала ее “форпостом тирании”, по всему миру идет охота за северокорейскими банковскими счетами, а сама страна до сих пор не признана американцами. Между тем корейское руководство демонстрирует интерес к опыту китайских реформ, в КНДР происходят зримые перемены в экономике, идеологии и повседневной жизни. Стране с почти бесплатной и дисциплинированной рабочей силой есть чем привлечь инвесторов.

Но открыть страну – означает поставить под угрозу власть Трудовой партии Кореи, потому что КНДР за последние 15 лет превращена в главное мировое пугало, при странном невнимании к другим достойным кандидатам на эту роль. Для Северной Кореи нормализация отношений с США и получение гарантий неприкосновенности режима – вопрос экономического выживания. А добиваться поставленных задач в Пхеньяне привыкли одним способом – шантажом. За пусками ракет и провокационными заявлениями все последние годы следовали предложения начать переговоры. Последовали они и за последними ядерными испытаниями: Пхеньян заявил о готовности вернуться к шестисторонним переговорам и начать диалог с США при условии гарантий безопасности.

И на этот раз призыв может быть услышан, поскольку предыдущая корейская политика администрации Буша становится в США объектом нарастающей критики.