Физика плазмы

Декабрь – самый горячий месяц для розницы. Выпить-закусить в Новый год, подарки, поменять обстановку в квартире... Некоторые сети в эти дни делают 30–40% годовых продаж, в среднем оборот по сравнению с октябрем или ноябрем удваивается. Ритейлеры прилагают максимум усилий, чтобы завлечь покупателей. Не стал исключением Media Markt, “дочка” немецкой Metro AG, отвечающая за торговлю бытовой техникой и электроникой. Первые два гипермаркета сети открылись 2 декабря. Хитом мощной рекламной кампании стал плазменный телевизор Panasonic ТН42РА60 за 33 333 руб.

Покупатели оценили: плазму приличной марки за такие деньги пока никто не давал. Конкуренты (“Эльдорадо”, “М.Видео”, “Техносила”, “Мир”, “Евросеть” и “Связной”) тоже оценили и... публично обвинили Panasonic в использовании серых схем поставок техники, благодаря чему Media Markt получил возможность нарисовать такие цены. Как же так? Им Panasonic рекомендует продавать эту модель телевизора за 57 990 руб. В “Эльдорадо” он стоит 49 890 руб., в “Мире” – 58 290 руб. Наши отказались закупать у Panasonic что бы то ни было, пока компания не предложит прямые договоры.

Пока стороны обмениваются письмами, к акции, как всегда, с радостью присоединились госорганы. С одного фланга заходит ФАС, готовая признать поведение российского ритейла сговором. С другого – ФТС, которая в случае чего проверит дилеров Panasonic на предмет схем завоза техники (см. статью на стр. Б6). Я не уверен, что эта, третья за неделю заметка про конфликт – последняя. Но уже можно прикинуть, кто что может получить в итоге.

Если наши сети смогут дожать Panasonic, они получат выгодные прямые контракты. Вот только будут ли снижены цены на продукцию японской компании на сумму дилерской наценки? Открытый вопрос – до сих пор прецедентов не было (вспомните отмену 5%-ного налога с продаж).

Что получит Panasonic? Проверки? Японцы напуганы – сразу же после заявлений российских ритейлеров они направили в каждую сеть письма, в которых говорили, что сами удивились, узнав про то, что немецкая сеть начала раскрутку в России именно с их продукции. Предложили встретиться и обсудить ситуацию детально, поискать компромиссы. Самое интересное, что российское представительство компании в данном случае вообще не при делах: всю свою технику глобальный Media Markt закупает у глобальных производителей и имеет на этом неплохую скидку.

Однозначно выиграл Media Markt. Получил в сезон хорошую бесплатную рекламу, толпы покупателей ломанулись в два гипермаркета сети “за панасониками” (и не только за панелями плазменными, а вообще). В компании, говорят, даже подумывают о существенном увеличении инвестиций в Россию, хотят открыть в нашей волшебной стране магазинов больше, чем планировалось ранее.

Но в первую очередь эта история полезна для потребителей. Мало того, что они получили возможность задешево купить к Новому году плазменную панель. Благодаря активности российских торговцев они узнали, что объявленные этими же сетями цены – не верх гуманизма, как уверяет реклама.