От редакции: Просроченный рецепт

Движение на отечественных автомобильных дорогах – это затяжная и безнадежная война, в которой гибнет более 30 000 человек в год, почти в три раза больше, чем за все время присутствия нашей армии в Афганистане.

Снижение смертности просто не может не быть одним из политических приоритетов, что МВД и стремится продемонстрировать. В конце минувшей недели милиционеры заявили, что ситуация на дорогах постепенно улучшается: в прошлом году число смертельных исходов снизилось с 35 000 до 33 000. Сократилось число погибших на дорогах и по данным Росстата: 34 400 человек за 11 месяцев 2006 г. вместо 36 700 в 2005 г. Правда, количество аварий, наоборот, выросло с 223 000 до 229 000, как и число пострадавших: с 275 000 до 285 000.

Безопасность на дорогах зависит от состояния покрытия и технических средств на них, исправности автопарка, дисциплины водителей и, наконец, служебного рвения и квалификации дорожной полиции. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев и руководитель ГИБДД Виктор Кирьянов продолжают настаивать на том, что главная проблема из всех перечисленных – недисциплинированность автовладельцев, вызванная, в свою очередь, безнаказанностью. Лишь 30% уличенных в нарушении правил дорожного движения платят наложенные за это штрафы, говорят генералы, а остальные либо просто не платят, либо на глазах инспектора выбрасывают квитанции в окно.

Чтобы дисциплинировать людей за рулем, Нургалиев намерен прибегнуть к помощи технических новшеств. Выступая на коллегии департамента обеспечения дорожного движения, министр предложил, чтобы штраф водителю за нарушение правил выписывался, как в Германии или во Франции, в территориальных органах полиции на основании записей установленных на дорогах видеокамер. Согласный с квитанцией платит штраф, не согласный идет в суд, а не оспоривший взыскание неплательщик рискует лишиться прав – такое решение принимает суд по представлению полиции. Но это если и будет сделано, то в неопределенном будущем.

А до того как наступит техническое переоснащение, Нургалиев и Кирьянов предлагают вернуться к старому средству – взиманию штрафа с нарушителя правил на месте. “Возвращение штрафов на дороге позволит изменить ситуацию”, – убежден Кирьянов. Вопрос – в какую сторону. Предложение вернуть инспектору право получать наличные деньги прозвучало вскоре после того, как чиновники и депутаты предложили резко увеличить суммы штрафов. Это напоминает работу доктора, у которого есть только один рецепт на любую хворь – смесь альбуцида с нафтизином. Если оба предложения будут приняты, то это не улучшит ситуацию на дорогах. Зато может вырасти коррупция в дорожно-патрульной службе, снизившаяся, по данным фонда “Индем”, с $368 млн в 2001 г. до $183 млн в 2005 г. Сотрудникам службы собственной безопасности МВД будет труднее доказать факт взятки.

Милицейское руководство продолжает игнорировать решение, которое действительно поможет снизить число жертв. ГАИ из кассы для сбора штрафов должно превратиться в службу безопасности. Благосостояние инспектора должно быть поставлено в зависимость не от числа выписанных квитанций, а от безопасности на вверенном ему участке.