От редакции: Дискурс кубышки

На встрече с представителями крупного бизнеса 6 февраля Владимир Путин призвал создать условия для диверсификации экономики, чтобы обеспечить “инновационный путь развития”. И хотя эксперты оценили этот тезис как программный для последнего года президентства Путина, его выполнение столкнется с большими предвыборными трудностями.

Позавчера на заседании комиссии по бюджетным проектировкам Минфин неожиданно предложил снизить ставку НДС с 18% до 15% – казалось бы, прямой ответ на инициативу президента. Ведь до сих пор величина ставки НДС была для Алексея Кудрина принципиальной, и в дискуссии 2004 г. он даже победил премьера Михаила Фрадкова, не раз обещавшего снижение НДС до 13%, но вынужденного в итоге уступить. Кудрин, как администратор бюджета, печется в первую очередь о балансе доходов и расходов. Неужели пошел на попятный?

Если и пошел, то тщательно подстраховавшись. Параллельно со снижением НДС Минфин предлагает отменить льготы по этому налогу, а также повысить ставку НДПИ на газ, чтобы компенсировать выпадающие доходы. Можно отметить, что дополнительные возможности компенсации заложены в самом НДС: например, опрос предпринимателей, проведенный Институтом комплексных стратегических исследований во время предыдущей дискуссии об НДС в 2004 г., показал, что бизнесу милее снижение налога на прибыль и ЕСН (ЕСН был после этого снижен с 35,6% до 26%, что, впрочем, оказалось недостаточно стимулирующей мерой). Важно, что собирались бизнесмены делать в случае снижения налогов: большинство (54%) компаний ответили бы ростом инвестиций. В случае снижения НДС 45% начали бы погашать налоговую задолженность, а 36,5% увеличили бы выпуск традиционной продукции. Так что бюджет при снижении НДС мог бы получить долги. В то же время для стимулирования инноваций это не самая популярная мера.

Как бы то ни было, а на встрече с Путиным члены РСПП предлагали именно снижать НДС, причем не до 15%, а до 10%. По расчетам РСПП, снижение ставки даже до 13% позволит сэкономить сумму в два раза большую, чем объем средств инвестиционного фонда на 2007 г. (объем инвестфонда в 2007 г. – 116,6 млрд руб.).

Выпадение доходов РСПП не очень волнует, что справедливо: это не их забота, к тому же они обещают увеличивать налогооблагаемую базу за счет развития производств. Предложение Минфина не может удовлетворить бизнесменов, так что они наверняка продолжат лоббировать свои предложения. Ставка НДПИ для нефтяных компаний и так на предельно высоком уровне – бюджет изымает у них около 90% сверхдоходов. “Газпрому” легче, потому что ставка НДПИ на газ не учитывает мировую цену нефти (к которой привязана цена на газ). В 2006 г. НДПИ принес в федеральный бюджет 1094,3 млрд руб., из них нефть принесла 986,5 млрд руб., газ – 89,9 млрд руб., газовый конденсат из всех видов месторождений – 7,2 млрд руб. Алексей Кудрин и Герман Греф не раз предлагали обложить сверхдоходы газовиков и разделить таким образом ответственность за пополнение стабфонда между ними и нефтяниками. Но “Газпром” – священная корова Кремля, испытывающая к тому же дефицит запасов, так что маловероятно, что Владимир Путин решит диверсифицировать экономику за его счет.

Можно предположить, что 15%-ная ставка НДС – это цифра, на которую Минфин после небольшого торга согласится без компенсации. Это возможность отчитаться перед президентом. Серьезных проблем для бюджета такое изменение не принесет, для бизнеса это будет чисто номинальное улучшение. Впрочем, в предвыборный год вряд ли можно ждать резких изменений в налоговой системе.

Тем не менее можно ждать новой горячей дискуссии об использовании стабфонда. Алексей Кудрин уже обмолвился о возможном увеличении цены отсечения. К тому же в ближайшее время правительство должно принять решение о преобразовании стабфонда в нефтегазовый фонд.