От редакции: Рост бедных

Для эффективной борьбы с бедностью даже энергичных темпов роста мало. Об этом свидетельствует опыт Африки, переживающей период бурного экономического роста, который, впрочем, почти не сказывается на благосостоянии населения.

В новом докладе, подготовленном экономической комиссией ООН по Африке, отмечается, что в 2006 г. темпы роста африканского ВВП превысили темпы мировой экономики и составили 5,7%. Рост наблюдается не первый год – в 2005 г. ВВП вырос на 5,3%, в 2004 г. – на 5,2%. ВВП Анголы в прошлом году вырос на 17,6%, Мавритании – на 14,1%, темпы роста в Судане и Эфиопии приближаются к 10%.

Внушительные темпы роста объясняются эффектом низкой базы и ценами на энергоресурсы. Страны-нефтеэкспортеры, такие как Алжир, Судан и Мавритания, обеспечивают более половины совокупного африканского роста. Зависимость континента от сырья только растет – в 2005 г. на долю нефтеэкспортеров приходилось 53,4% африканского роста, в 2006 г. – уже 57,5%. Такая ситуация приводит к внутриафриканскому экономическому перекосу: при том что совокупный профицит платежного баланса увеличивается (в 2005 г. он составил 2,3% ВВП Африки, в 2006 г. – уже 3,6%), большинство стран – потребителей энергоресурсов сталкиваются с дефицитом торгового баланса.

В Декларации тысячелетия, принятой ООН в начале века, поставлена цель сократить масштабы бедности к 2015 г. вдвое. Но уже сейчас ООН приходит к выводу, что темпов экономического роста для этого недостаточно. В 1990 г. за чертой бедности (люди, живущие менее чем на $1 в день) находилось 44,6% населения Африки южнее Сахары, к 2004 г. этот показатель снизился лишь до 44%.

В целом слабые результаты развития связаны с тем, что природа экономического роста, который в Африке опирается преимущественно на экспорт сырья, не способствует созданию новых рабочих мест. Не способствует этому и помощь развитых стран. По мнению, например, лауреата Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джозефа Стиглица, ЕС и США не исполнили обещаний открыть свои рынки для товаров из бедных стран и устранить дисбалансы в торговле.

Стиглиц критикует США и ЕС с позиций либерального глобализма (Запад вводит тарифные ограничения на импорт, субсидии своим производителям, усложняет правила оформления импорта), которому его записные апологеты на самом деле не следуют.

А привычную уже антиглобалистскую критику на днях поддержал Папа Римский Бенедикт XVI. Corriere della Sera опубликовала отрывки из его новой книги “Иисус из Назарета”, в которой папа осуждает последствия колонизации, поскольку европейцы лишь грабили и развращали коренное население стран Африки и других бедных регионов, а не просвещали его: “Вместо того чтобы принести им Бога и сохранить все лучшее в их традициях, мы принесли им цинизм мира, в котором нет Бога, а есть только право сильного и диктат прибыли”.

Институциональные проблемы, которые авторы доклада ООН аккуратно обходят стороной, сводятся к неэффективности расходования средств и коррупции – не только со стороны африканских правительств, но и стран-доноров, которые научились зарабатывать на предоставлении экономической помощи. Несмотря на списание внушительной части внешнего долга беднейшим странам Африки, долговое бремя практически не уменьшается из-за роста процентных ставок. Возможно, именно это и имел в виду понтифик – в процессе колонизации, а теперь и глобализации развитые страны принесли в Африку понятие прибыли и экономического роста, но главную ценность – уважение к человеческой жизни – передать не смогли. Экономический рост – лишь инструмент, и отдельно от гуманитарных ценностей он не может привести к исчезновению африканских бед.